«День. Главное» на РБК. Самое важное к этой минуте. В студии - Павел Демидович.
В 1: ... и Владимир Архирейский.
В 2: Присоединяйтесь к нашей дискуссии! У нас есть телеграм-бот. Сейчас на экранах появился QR-код. Сканируйте, переходите, жмите «Старт», пишите ваши комментарии, пишите ваши вопросы!
В студии РБК Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций.
- Дмитрий, еще раз здравствуйте!
ДМИТРИЙ ОРЛОВ (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР АГЕНТСТВА ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ): Добрый день!
В 1: Дмитрий, мы с вами уже заговорили о предстоящих налоговых изменениях. Минфин направил пакет документов, пока их еще нет на сайте Государственной Думы. С деталями ознакомиться, наверное, мы сможем немного попозже. Вы уже сказали о том, что вы считаете, что средний класс не пострадает от предстоящих изменений. Но, с моей точки зрения, мы теперь хотя бы точно будем знать, кто у нас средний класс. Если ты платишь НДФЛ по ставке выше 13 процентов, то, наверное, ты уже средний класс.
ДМИТРИЙ ОРЛОВ (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР АГЕНТСТВА ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ): Дело в том, что средний класс по-разному уже определяется. И моя точка зрения, и не один я, так сказать, таким образом, думаю, что средний класс просто очень часто связан, по преимуществу связан с самоопределением. Понимаете? Потому что ясно, что если подходить с универсальными критериями, вот столько-то долларов доход, то, конечно, у нас средний класс какую-то незначительную величину составляет. Но это же связано и с самоопределением, и с образом жизни, и с той собственностью, которая, так сказать, у людей есть. Поэтому, конечно, пострадает или, там, не знаю, «пострадает» - не то слово, будет нести большую ответственность за развитие страны путем налогового... усиления налогового времени все-таки высшая часть среднего класса и элита. Люди, которые составляют, может быть, два с половиной или в пределе чуть более трех процентов населения страны. Я, честно говоря, опасался по итогам той дискуссии, которая шла, что бег прогрессии может начаться со ста тридцати - ста сорока тысяч рублей. Это, конечно...
В 1: Да. В рекомендациях комитета эта цифра была. Однозначно.
ДМИТРИЙ ОРЛОВ (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР АГЕНТСТВА ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ): Это на грани, на грани, действительно, среднего класса. Но то, что фигурирует сейчас в предложениях, да, которые обсуждались, пока в предложениях, потому что в Думу, действительно, документ не внесен, значит, два миллиона четыреста тысяч, двести тысяч в месяц - это все-таки достаточно приличная сумма, выше которой начинается бег прогрессии. Моя точка зрения заключается в том, что, во-первых, при общей приемлемости, безусловно, той системы, которая предлагается, при ее мягкости тем не менее вот два замечания у меня, как в данном случае неэкономиста. Первое, прогрессия могла бы быть более резкой. Без вот этих...
В 1: Меньше переходов.
ДМИТРИЙ ОРЛОВ (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР АГЕНТСТВА ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ): Конечно. 13, 15, 18, 20. Ну, чего кота-то таскать... Вот... И, значит, можно было сделать 13, 20 и 25 даже. Никто бы не умер от этого в наиболее доходных слоях. Это раз. И второе. Конечно, вот эта система вычетов для наименее обеспеченных, ну, прямо, скажем, для людей, находящихся на пороге бедности...
В 1: Да. Для многодетных семей.
ДМИТРИЙ ОРЛОВ (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР АГЕНТСТВА ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ): ... за этим порогом. Да, многодетные в данном случае - просто один из... один из подклассов, да, подвидов. Конечно, для них можно было бы установить иную ставку.
В 1: Пониженную.
ДМИТРИЙ ОРЛОВ (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР АГЕНТСТВА ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ): Конечно. Допустим, шесть процентов. ли вообще избавить от налогов, как это есть в целом ряде стран, допустим, европейских. То есть ввести необлагаемый минимум. Это было бы логичнее, потому что вычеты, доказывать, так сказать...
В 2: Кэшбеки...
ДМИТРИЙ ОРЛОВ (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР АГЕНТСТВА ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ): Прямо вменить. На мой взгляд, это было бы намного логичнее. Тем более что великих денег в этом, так сказать, кластере не соберешь. Хотя в целом налоговая реформа, если говорить об изменении налогообложения физических лиц, должна принести уже в 25-м году более полутриллиона рублей. Потом еще больше. Ну, а налогообложение бизнеса, так сказать, плюс пять процентов - это значительные деньги. При этом я, например, не считаю, что это существенно меняет отношение людей. Важно же отношение очень... Отношение людей к налоговой системе или отношение к бизнесу. Или что будет... Отношение к бизнесу к налоговой системе. Что будет бегство от налогов. Нет. Все производится и осуществляется достаточно сдержанно, без агрессии, аккуратно.
В 2: Мне кажется, ознакомился, вот единственное, кого не тронули, кажется, самозанятые. Там, как было, 4,6, в зависимости...
ДМИТРИЙ ОРЛОВ (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР АГЕНТСТВА ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ): Да. Более того, у них необлагаемый минимум...
В 2: Два четыреста.
ДМИТРИЙ ОРЛОВ (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР АГЕНТСТВА ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ): Да.
В 1: Ну, этот, кстати, минимум, видимо, и стал ориентиром для вот того порога, о котором мы говорим.
ДМИТРИЙ ОРЛОВ (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР АГЕНТСТВА ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ): Да-да-да.
ДМИТРИЙ ОРЛОВ (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР АГЕНТСТВА ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ): И фактически унифицировали.
В 2: Ну, вот это... Дмитрий, а все-таки о чем это может говорить? О том, что самозанятых не тронули. У нас их много, вот по разным оценкам, от десяти до одиннадцати миллионов в стране.
ДМИТРИЙ ОРЛОВ (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР АГЕНТСТВА ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ): Это говорит... вообще та конфигурация налоговой реформы, которую мы видим, она, прежде всего, свидетельствует ответственности финансовых властей и российских властей в целом. «Не навреди, не забери лишнего, не тронь доходы малодоходных слоев и тех слоев, которые могут, скажем так, испугаться новых уровней налогоблажения». То есть все сделано, ну, или, точнее, пока предлагается сделать, достаточно аккуратно. Ну, и давайте вспомним об уровнях налогообложения в Европе. Это до 45 процентов. Давайте вспомним Китай. Ну, 45 - в пределе, да..
В 1: А можно вспомнить Казахстан - 10 процентов. Китай - 40 процентов.
ДМИТРИЙ ОРЛОВ (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР АГЕНТСТВА ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ): Кита - 40. Китай - 40. Ну, слушайте, все-таки Россия большая страна, и 25, так сказать, жирные коты. 25, если мы говорим о предприятиях, компаниях. Конечно, вполне в состоянии потянуть. Ну, и наиболее состоятельные граждане, ну, 22 от 15 не так уж сильно отстоит.
В 1: К нам присоединяются наши удаленные гости. На связи - Марина Авдиенкова, директора Центра налоговой политики, налоговый консультант.
- Марина, добрый день! Вот когда с коллегами обсуждали предстоящие изменения...
МАРИНА АВДИЕНКОВА (ДИРЕКТОР ЦЕНТРА НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ) (по видеосвязи): Добрый день!
В 1: ... у нас уже возник один такой прагматичный вопрос. Я думаю... и у наших зрителей... вы сможете объяснить, если, предположим, доходы в течение года превысили 2,4 миллиона рублей, то каким образом налоговая служба будет определять вот эту ставку налогообложения? Ежемесячно, там раз в год, по итогам года определиться, что доходов было больше и придется доплатить что-то? В каком режиме это будет происходить?
МАРИНА АВДИЕНКОВА (ДИРЕКТОР ЦЕНТРА НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ) (по видеосвязи): Здесь, безусловно, будем смотреть, как это будет реализовано в законодательстве, но наиболее логичным вариантом, который мы, в принципе, видим во многих странах, будет следующий. До достижения порога применяется одна ставка, начиная с того момента, когда доход превышается, и именно с суммы превышения уже платится налог повышенной ставки. Что касается того, откуда у налоговой будут данные, здесь таких проблем не будет. Сейчас уже работодатель является налоговым агентом, он и удерживает, исчисляет и перечисляет в налоговый бюджет. Здесь проблем не должно быть. Чуть сложнее, когда у физического лица есть доходы из иных источников, но это все же, скорее, исключение. И опять же никаких проблем в этой части у налоговой службы не должно быть.
В 1: Марина, а вот еще один вопрос. Может быть, у вас есть оценка? Дмитрий называл цифру, которую потенциально бюджет получит в виде дополнительных доходов благодаря введенной прогрессии, но в законопроекте Минфина есть достаточно значительный блок различных налоговых вычетов, условно говоря, кэшбеки. Одно не компенсирует другого. Вот для бюджета это изменение конструкции будет нейтральным, бюджет получит дополнительные доходы?
МАРИНА АВДИЕНКОВА (ДИРЕКТОР ЦЕНТРА НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ) (по видеосвязи): Я не делала таких расходов, но, на мой взгляд, очевидно, что текущие налоговые реформы направлены именно на сбор дополнительных бюджетных средств, поэтому, безусловно, ожидаю, что будут дополнительные поступления в результате изменения ставок, даже с учетом вычетов, кэшбеков и иных мер.
В 2: Марина, момент еще один все-таки я хотел бы проговорить. Он частично все-таки вытекает из первого вопроса от Паше, но все-таки. Сегодня даже утром ехал на такси, водитель переживает, жалуется, тоже не до конца разобрался, но оно и понятно - сразу сходу столько документов, цифр не разберешь... Говорит о том, что, «ну, вот зарабатываю я два четыреста, плачу 13, а заработаю я два четыреста пятьдесят - и я сразу со всей суммы буду платить 15 процентов». Вот все-таки давайте еще раз, чтобы убедить. Мы будем... То есть при преодолении нижней планки в те же, скажем, два четыреста, человек не будет на всю сумму платить 15 процентов? До двух четырехсот - это 13, а все, что свыше - уже...
МАРИНА АВДИЕНКОВА (ДИРЕКТОР ЦЕНТРА НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ) (по видеосвязи): Безусловно, когда мы говорим о прогрессивной шкале НДФЛ, то, как это реализовано во многих странах мира, безусловно, повышенная ставка применяется только к приросту дохода над предыдущим порогом значения.
В 2: Ну, и, соответственно, если, например, наши коллеги тоже в статье привели, если человек зарабатывает семь-восемь миллионов, до двух четырехсот у него будет ставка 13, до пяти - 15, а все, что от пяти до семи-восьми, вот эти два-три миллиона, они уже будут облагаться по 18 процентов? Все, соответственно...
МАРИНА АВДИЕНКОВА (ДИРЕКТОР ЦЕНТРА НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ) (по видеосвязи): Да, все верно.
В 2: Спасибо! Спасибо! Это уяснили, разобрались.
В 1: С нами на связи - Михаил Гусев, заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук, кандидат экономических наук.
- Вот, может быть, у вас есть оценки, каким будет влияние прогрессии на доходы бюджета?
МИХАИЛ ГУСЕВ (ЗАВЕДУЮЩИЙ ЛАБОРАТОРИЙ ИНП РАН, КАНДИДАТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК) (по видеосвязи): Здравствуйте, коллеги! Ну, на самом деле, наши оценки показывают, что здесь никакого особого дохода бюджет от этих мероприятий не получит. Озвученная цифра в полтриллиона рублей, кажется, слишком завышена, и, по нашим расчетам, это чуть более ста миллиардов. И с учетом тех налоговых вычетов и межсоциальной поддержки для бюджета, в общем-то, это нейтральная история. Здесь, скорее, речь идет... Ну, понятно, что для семей с детьми и тем, кому эта поддержка будет оказана, это будет, может быть, существенным, но в целом для экономики здесь эффекты минимальные, так скажем. Затронет это история небольшое количество человек, кто получает вот эти доходы, облагающиеся по более высоким ставкам. Ну, и поэтому... То есть у нас не такой высокий уровень доходов, чтобы получить от этого мероприятия какие-то значительные поступления, так скажем.
В 1: А есть ли понимание, вот насколько... сколько потенциально там людей будет платить налог по самой высокой ставке? И вот опять же у меня вопрос. Фактически у нас прогрессия вводится только в отношении зарплат, поскольку дивидендные выплаты, выплаты с депозитов и другие доходы не попадают под прогрессию. Я правильно понимаю?
МИХАИЛ ГУСЕВ (ЗАВЕДУЮЩИЙ ЛАБОРАТОРИЙ ИНП РАН, КАНДИДАТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК) (по видеосвязи): Ну, там немножко она изменилась, ставка, но, да, в целом там более льготное налогообложение.
В 1: Ну, да, отсечение-то в 15 оставили, прогрессии там нет.
В 2 : Да, в этом плане...
МИХАИЛ ГУСЕВ (ЗАВЕДУЮЩИЙ ЛАБОРАТОРИЙ ИНП РАН, КАНДИДАТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК) (по видеосвязи): Да, прогрессии нет. В общем, вот по повышенной ставке будет облагаться, ну, около двух с половиной миллионов человек. Сейчас точных данных нет у нас, но вот такие оценки.
В 1: По повышенной, а не по самой высокой. Я по самой высокой имел ввиду как раз.
МИХАИЛ ГУСЕВ (ЗАВЕДУЮЩИЙ ЛАБОРАТОРИЙ ИНП РАН, КАНДИДАТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК) (по видеосвязи): По самой высокой - это, ну, несколько сот тысяч.
ДМИТРИЙ ОРЛОВ (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР АГЕНТСТВА ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ): Нет, нет, шестнадцать-восемнадцать тысяч человек. Как несколько сот? Там буквально... Да вы что, доход в четыре миллиона рублей - это очень маленькое количество. Это считанные люди, так сказать, просто считанные. То есть, грубо говоря, это, извините, что я прерывал, это миллионеры, но не все. Долларовые миллионеры, но не все. Если долларов миллионеров у нас сейчас там в Москве - тридцать тысяч, а по России - условно, ну, там около пятидесяти, то, соответственно, их треть, где-то шестнадцать-восемнадцать тысяч, это те, кто будут платить по максимальной статистике.
В 1: Ну, то есть, это люди, которые получают зарплату, вот условно говоря. Которые получают...
ДМИТРИЙ ОРЛОВ (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР АГЕНТСТВА ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ): Нет, они доход, они и доход тоже получают. Почему только зарплату?
В 1: А если дивидендные выплаты не облагаются, типа, там ставка отсечения, ну, да, ставка отсечения?
ДМИТРИЙ ОРЛОВ (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР АГЕНТСТВА ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ): Нет, но у них доход-то будет единый считаться. Понимаете? Мы говорим о той группе, которая подпадает под, так сказать, это регулирование. Вот шестнадцать... по моей оценке, это шестнадцать-восемнадцать тысяч человек.
В 2: Михаил, а вы с оценкой Дмитрия не согласны? У вас другие данные?
МИХАИЛ ГУСЕВ (ЗАВЕДУЮЩИЙ ЛАБОРАТОРИЙ ИНП РАН, КАНДИДАТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК) (по видеосвязи): Ну, вот смотрите, по тем данным, которые у нас есть, под 15 процентов попадает где-то два миллиона человек. Значит, под 18, это около пятисот, меньше. И больше 20 процентов - это уже, ну, там, десять тысяч человек.
В: Так, а 22 еще?
МИХАИЛ ГУСЕВ (ЗАВЕДУЮЩИЙ ЛАБОРАТОРИЙ ИНП РАН, КАНДИДАТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК) (по видеосвязи): 22, к сожалению, у нас нет данных о тем, кто зарабатывает больше...
В 1: Пятидесяти миллионов.
МИХАИЛ ГУСЕВ (ЗАВЕДУЮЩИЙ ЛАБОРАТОРИЙ ИНП РАН, КАНДИДАТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК) (по видеосвязи): Пятидесяти миллионов. Просто их...
ДМИТРИЙ ОРЛОВ (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР АГЕНТСТВА ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ): Их надо найти, этих людей. (смеется)
В 2: Этих людей, да.
В 1: Это задача для Егорова и налоговой службы.
В 2: Да, действительно, следующий серьезный вопрос.
В 1: А еще, кстати, один интересный нюанс - это возможность получить послабление по налогам в случае сдачи ГТО либо прохождения диспансеризации. Вот вы понимаете, как это будет работать? Индекс массы тела просто измеряешь, и у тебя скидка.
ДМИТРИЙ ОРЛОВ (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР АГЕНТСТВА ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ): А сколько дают?
В 1: А вот пока непонятно.
В 2: Ну, и немножко быть на спорте.
ДМИТРИЙ ОРЛОВ (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР АГЕНТСТВА ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ): Это целый рынок может создать.
В 1: Это очень инновационно, тем не менее я с таким не сталкивался.
В 2: Может, Марина нам расскажет?
- Марина, а вы уже обратили внимание на этот пункт? Действительно, при сдаче норм ГТО, при постоянном посещении поликлиники, больницы с целью прохождения диспансеризации, тут какие-то льготы, послабления. Насколько существенный они?
В 1: Особенно для тех, у кого ставка будет 22 процента.? Очень значимо.
МАРИНА АВДИЕНКОВА (ДИРЕКТОР ЦЕНТРА НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ) (по видеосвязи): Мне кажется, уже, наверное, уже ответ есть в вашем вопросе. И я думаю, что такие вычеты, они во многом очень интересны именно, чтобы обсудить их, а даже не в экспертном сообществе, а вот просто за разговором, может быть, в рамках таких передач. И они в какой-то степени, возможно, являются таким... ловушкой для отвлечения внимания. В том числе мы с вами сегодня обсуждаем их. Я бы обратила внимание на те инновации, которые планируются, которые мы пока не обсудили, но которые, на мой взгляд, являются ключевыми. То есть то, что вы обсуждали с другими гостями, планируют изменения по налогу на прибыль. Абсолютно беспрецедентный рост нагрузки на пять процентных пунктов, то есть на четверть. И это, безусловно, может привести к негативным последствиям как для бизнеса, так и для экономики в целом.
ДМИТРИЙ ОРЛОВ (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР АГЕНТСТВА ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ): Да.
В 2: Но ждали тридцать.
МАРИНА АВДИЕНКОВА (ДИРЕКТОР ЦЕНТРА НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ) (по видеосвязи): Но здесь...
В 1: И инвестиционный вычет вроде бы продлили...
МАРИНА АВДИЕНКОВА (ДИРЕКТОР ЦЕНТРА НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ) (по видеосвязи): Ну, здесь я не буду, наверное, комментировать способы подачи информации, операционно, сначала страшнее, а потом, как будто выходя на компромисс или, на самом деле, выходя на компромисс, тем не менее все-таки я бы обратила внимание на то, что это, действительно, важное изменение. И часто кажется, что нас всех касается НДФЛ, потому что мы являемся налогоплательщиками как физические лица, но тем не менее, и та повышенная нагрузка, которая будет ко всему бизнесу, она, безусловно, повлияет на всех нас - через сокращение темпов роста инвестиций, через сокращение экономического роста в стране. Можно ли этого избежать? Безусловно, можно - при предусмотрении правильно балансирующих мер, при предоставлении правильных налоговых льгот, направленных на стимулирование инвестиций, осуществление капитальных вложений. Здесь хорошей новостью является то, что, судя по всему, авторы законопроекта эту проблему осознают и предлагают некоторые решения, но плохой новостью все-таки является то, что, насколько я понимаю, те изменения, которые будут предложены в части налоговых льгот, их все-таки будет недостаточно. Это будет очень тонкая настройка относительно того, какие именно инвесторы смогут получить льготы, какие именно инвестиции будут прольготированы. В то же время, как мне кажется более правильно в ситуации масштабного роста нагрузки по налогу на прибыль предусмотреть также масштабные универсальные льготы, направленные на стимулирование инвестиций, и тонкой настройкой уже заниматься в части того, какие инвестиции не следует льготировать, какие инвесторы не должны подпадать под это правило, таким образом, развернув дискуссию, и тогда не бизнес будет объединяться по отраслевому признаку или по признаку размера бизнеса и приходить со своими идеями и пытаясь защитить то, что именно они должны получить льготы, а тогда мы услышим, в том числе от Минфина, надеюсь, с экономическим обоснованием, почему те или иные инвестиции не следует стимулировать, будь то высокая маржинальность или низкий мультипликатор.
В 1: Да, Марина, Марина, мы понимаем вашу позицию. Вот с нами на связи - еще один эксперт, Валерий Вайсберг, директор Аналитического департамента инвесткомпании «Регион».
- Валерий, я не знаю, слышал ли ты начало разговора, Марина переставила акценты в предлагаемых изменениях, говоря о том, что мы должны говорить не о прогрессии в части НДФЛ, а говорить о росте налога на прибыль российского бизнеса, что это более важная история, ты так же считаешь?
ВАЛЕРИЙ ВАЙСБЕРГ : На самом деле здесь, в принципе, важно и то, и другое. Начну с последнего. Конечно тот факт, что повышается налог на прибыль и льгота вводятся только для тех компаний, которые инвестируют 20 процентов выручки и более. Конечно, мы понимаем, что компании, занятые в сфере услуг, компании с большой долей труда и с малым, скажем так, объемом основных средств, конечно они окажутся в ситуации, когда давление на их маржу будет очень серьезным, и они будут повышать цены. То есть, на мой взгляд, это, на самом деле, достаточно серьезный проинфляционный налог, потому что если мы посмотрим на эволюцию потребления, все-таки от товаров потребление смещается к услугам, и рынок и так в целом достаточно напряженный, то есть это приведет к более существенному, мне кажется, воздействию именно на услуги и, соответственно, будет негативно влиять на общий уровень инфляции. Если говорить про ситуацию с НДФЛ, то, на самом деле, здесь, наверное, мы не видим всей картины, потому что то, что нам попытался показать Минфин, он показал, что я соберу пятьсот пятьдесят миллиардов, из них, ну, может быть несколько десятков, может быть сто миллиардов, я перераспределю в пользу вот этих малоимущих слоев населения, которым я окажу поддержку, и действительно эта поддержка будет очень важной, но, но понятно, что если, например, мобилизация, количество подписантов новых контрактов в 25-м году будет примерно в таком же темпе, как и сейчас, то очевидным образом вот эта значительная сумма, собранная в виде дополнительного НДФЛ, она просто будет фондировать и будет перераспределением, собственно, доходов и сбережений более богатой части населения в пользу слоев населения других, которые больше участия принимают в СВО, находятся на новых территориях, и, на самом деле, это, с точки зрения спроса, тоже будет очень серьезным воздействием, да, то есть эта мера достаточно проинфляционная. Я подчеркиваю, к сожалению, к сожалению, наверное, ответить на этот вопрос, как будет продолжаться мобилизация, как, сколько денег...
В 1: Валерий, а можно ли вот говорить, что эта мера будет проинфляционной, поскольку обычно, когда речь идет о поддержании малообеспеченных слоев, низкообеспеченных слоев, речь идет о спросе на товары российского происхождения, а не на достаточно дорогой импорт?
ВАЛЕРИЙ ВАЙСБЕРГ (ДИРЕКТОР АНАЛИТИЧЕСКОГО ДЕПАРТАМЕНТА ИК «РЕГИОН») (по видеосвязи): Ну, во-первых, все равно мы видим, что растут в цене очень сильно мясопродукты, то есть это ситуация, которая показывает, что малоимущие, да, если раньше они потребляли большие калорий в виде углеводов, да, то сейчас они питаются лучше, да, мы видим, что есть определенная напряженность на рынке мяса, мясо дорожает. Если это продолжится дальше, то, соответственно, вопрос, да, насколько российский рынок сможет насыщать своевременно продуктами питания, мы видим, что и открываются дополнительные квоты на беспошлинный ввоз овощей и квоты на беспошлинный ввоз мяса, мы понимаем, что правительство вынуждено таким образом балансировать спрос. Ну, и все-таки, если мы говорим о тех, кто участвует в СВО, да, там доходы, в общем-то, которые сильно отличаются от средних, от медианных доходов, да, то есть это люди, которые, в принципе, соответствуют, наверное, определению, близкому к среднему классу, и здесь перераспределение, я подчеркиваю, может быть более значительным, если количество новых контрактников будет сохраняться в таком же объеме, как в этом году, в прошлом году, поэтому, на самом деле, вот мне кажется, что нельзя недооценивать проинфляционный эффект именно вот этой новой шкалы, да, и тех мер, которые по налогу на прибыль приняты.
В 2: Валерий, а еще не могу не спросить, все-таки... полтора минуты у нас остается. Как изменение в налоговой нашей системе повлияет на инвестиционную активность?
ВАЛЕРИЙ ВАЙСБЕРГ (ДИРЕКТОР АНАЛИТИЧЕСКОГО ДЕПАРТАМЕНТА ИК «РЕГИОН») (по видеосвязи): Наверное, компании, которые могут инвестировать, да, которые инвестировали, предположим, 17 процентов от своей выручки, они, конечно, смогут нарастить инвестиции, да, они смогут каким-то образом найти способы, ну, предположим, если нет возможности инвестировать в основную деятельность, да, они будут искать возможности, ну, например, как»Лукойл», да, ставшийся владельцем «Яндекса», да, будут вот такие коллаборации, я вполне предполагаю, что такие вещи могут быть, то есть компании крупные и большие, которые не могут сильно нарастить инвестиции в основную деятельность, они будут, как предполагает, видимо, Минфин тоже, развивать инновации, покупать стартапы, то есть заниматься больше венчурными инвестициями, инвестировать в НИОКР более активно, то, что, в принципе, давно требовал и господин Белоусов, министр обороны и бывший первый вице-премьер. Наверное, будет так.
В 2: Спасибо, спасибо, Валерий!
В 1: Будем следить.
В 2: Смотрю, деталь, она все-таки интересная, коснулась новая система налогообложения и IT-сектора, если с 20-го по 22-й было три процента, то до конца 24-го действует обнуленный, нулевой налог у них на прибыль, ну, вот теперь тоже на пять процентов им повысили, будет пять процентных пунктов, да, все будут платить налоги.