Безлимитные инвестиции
Фонд пополняется быстрее ожиданий, но целесообразность корректировки правил под вопросом
Минэк предложил правительству расширить лимит использования средств ФНБ с 4,2 трлн до 6 трлн руб. в связи с тем, что прогноз по ликвидной части фонда может быть улучшен. Об этом «Ведомостям» сообщил федеральный чиновник, информацию подтвердил близкий к правительству источник. Бюджетное правило предусматривает использование ФНБ на финансирование дополнительных расходов, но не более чем на 4,2 трлн руб.
По словам первого собеседника, дополнительные средства могли бы пойти на финансирование стратегических проектов для страны. Он признал, что пока лимит еще не исчерпан, но уточнил, что средства уже расписаны по конкретным проектам. Пока решений об увеличении инвестиций не принято, но запрос от компаний есть. В правительстве знают о предложении Минэкономразвития, но вряд ли оно будет поддержано Минфином, считает другой собеседник, близкий к кабмину. По его словам, с учетом и так невысокой ликвидной части ФНБ и пока еще сохраняющейся высокой инфляции не стоит дополнительно повышать ожидания госрасходов. К тому же, хотя траты ФНБ и зеркалируются Банком России, в моменте это приводит к увеличению предложения денег в экономике, что дополнительно давит на цены.
Средства фонда должны инвестироваться в проекты в рамках уже определенного законодательством лимита, говорил в апреле в интервью «Интерфаксу» министр финансов Антон Силуанов. Он напомнил, что до 2022 г. вкладывать ресурсы ФНБ в проекты можно было лишь тогда, когда его ликвидная часть превышает 7% ВВП. Сейчас она гораздо ниже, отметил министр. По состоянию на 1 мая объем ФНБ составлял 12,75 трлн руб. Из этой суммы ликвидная часть - 5,2 трлн (2,9% ВВП).
Актуализированный прогноз объема ликвидной части ФНБ на 2024-2030 гг. будет сформирован в рамках подготовки закона о федеральном бюджете на 2025-2027 гг. сообщил «Ведомостям» представитель Минфина. В пресс-службе Минэкономразвития не ответили на запрос.
Последний прогноз Минфина предполагает, что объем ФНБ в 2024 г. составит 13 трлн руб. из них 6,7 трлн - ликвидная часть (3,7% ВВП), следует из Основных направлений бюджетной и налоговой политики на ближайшие три года. В следующем году, по прогнозу Минфина, объем фонда вырастет до 14,8 трлн руб. ликвидная часть - до 8,6 трлн, или 4,5% ВВП. В 2026 г. размер кубышки увеличится до 16,7 трлн руб. а ликвидная часть - до 10,5 трлн, или 5,2% ВВП. Расчет приводится с учетом резерва на инфраструктурные проекты и антикризисные меры. Если из этой суммы исключить запланированные инвестиции, то ликвидная часть к 2026 г. составит 3,5% ВВП, говорил Силуанов в октябре прошлого года.
Направления инвестиций
Объем ФНБ пополняется активнее, чем планировалось, поэтому можно вернуться к вопросу выделения дополнительных средств из фонда, говорил министр экономического развития Максим Решетников, выступая на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей в апреле. По его словам, важно расширять лимиты «Фабрики проектного финансирования» ВЭБа для увеличения портфеля проектов, по которым госкорпорация хеджирует ставку.
На этот год заложено финансирование из ФНБ на сумму 880 млрд руб. говорил РБК первый замминистра экономического развития Илья Торосов. Из них 392 млрд планируется выделить на строительство завода по сжижению газа в Усть-Луге, отметил он. В прошлом году на инвестпроекты было выделено 1,1 трлн руб. из этой суммы 300 млрд ушло на выкуп флота у западных лизингодателей, на программу льготного лизинга российских самолетов в адрес группы «Аэрофлот» (175 млрд руб.) и на строительство дальнейшего участка скоростной трассы М-12 от Казани до Екатеринбурга.
Сейчас в разрешенные активы размещено 7,6 трлн руб. средств ФНБ. По данным Минфина, наибольшие вложения были сделаны в обыкновенные акции Сбербанка (3,48 трлн руб.), привилегированные акции РЖД (722 млрд руб.), облигации «Росавтодора» (459 млрд руб.), акции ВТБ (351,2 млрд руб.). Также 659,63 млрд руб. лежит на депозитах в ВЭБ.РФ, через которые госкорпорация в том числе финансирует инфраструктурные проекты в рамках «Фабрики проектного финансирования». Кроме того, средства ФНБ размещены в валюте (227,6 млн юаней) и золоте (334,4 т). Еще 3 млрд руб. вложено в долговые обязательства иностранных государств (невозвратный кредит Украине, срок выплаты по которому закончился в 2015 г.).
Бюджетный импульс
Предложения Минэка - это, по сути, отступление от замысла исходного бюджетного правила, которое состояло в том, чтобы изолировать эффекты волатильности цен сырья на внутреннюю деловую активность, снизить нефтяные шоки, отмечает главный экономист по России Bloomberg Economics Александр Исаков. При этом само по себе смягчение правила началось сразу после его принятия в 2018 г. за счет включения «инвестиционной надбавки», а затем повышения базовой цены, напомнил экономист. Приверженность правительства к бюджетному правилу устойчива, но подход к его параметрам можно назвать «прагматичным», считает он.
Инвестиции из ФНБ - это часть бюджетного импульса и предлагаемое увеличение лимита можно трактовать как продление моратория на соблюдение бюджетного правила, считает директор аналитического департамента ИК «Регион» Валерий Вайсберг. Итогом увеличения бюджетного импульса может стать ускорение инфляции и, как следствие, более высокая ключевая ставка и более высокие процентные расходы и субсидии процентных ставок из бюджета, полагает он.
Основания для улучшения прогноза по ликвидной части действительно есть, полагает Вайсберг. С учетом прогнозируемого Минфином объема майских дополнительных нефтегазовых доходов по итогам текущего месяца накопленная за 12 месяцев сумма составит 1,9 трлн руб. при плане на этот год в 1,8 трлн руб. При этом вряд ли дополнительные нефтегазовые доходы позволят компенсировать 1,3 трлн руб. отведенных на финансирование дефицита бюджета в этом году, и чистые инвестиции в объеме около 1 трлн руб.
В 2023 и 2024 гг. средства фонда использовались для покрытия дефицита федерального бюджета. В эти годы ФНБ не пополнялся, писала Счетная палата в заключении на проект бюджета. В 2024-2026 гг. ожидается пополнение фонда за счет перечисления дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета - на 333,8 млрд руб. в 2024 г. на 1,8 трлн руб. в 2025 г. и на 1,8 трлн руб. в 2026 г. говорилось в заключении.
За январь - апрель поступления от продажи нефти и газа выросли на 82% в годовом выражении до 4,2 трлн руб. сообщил ранее Минфин. Дополнительные нефтегазовые доходы, которые зачисляются в ФНБ, за четыре месяца совокупно составили 482 млрд руб. следует из данных министерства. В мае Минфин ожидает еще 183,58 млрд руб. дополнительных нефтегазовых доходов.
Вайсберг полагает, что ликвидная часть ФНБ по итогам года сократится на несколько сотен миллиардов рублей, а в следующем году прирастет на 500-600 млрд руб. При этом есть и риски для ФНБ, предупреждает Исаков. При снижении экспортной российской цены нефти до $40-55/барр. запас ликвидных активов может истощиться уже к концу 2024 г. в худшем случае или к концу 2027 г. в умеренно негативном сценарии. Согласно обновленному прогнозу Минэка, экспортная цена на российскую нефть в 2024-2027 гг. составит $65/барр. в среднем за год.