О Группе
«РЕГИОН» является одной из крупнейших в России частных инвестиционных групп и ведет свою историю с 1995 г.
Пресс-центр
Информационная политика группы компаний «РЕГИОН»
основана на трех основных принципах - прозрачности,
своевременности и объективности.
НЕбизнес
«РЕГИОН» является автором проекта «Россия. Полет через века», а также партнером ряда других некоммерческих проектов.
12 Февраля, 2024
Оборудование обновят в лизинг/ Коммерсантъ
Комментарий Рустема Мухамедова, генерального директора АО «РЕГИОН Лизинг»

Новый сегмент востребован, но ограничен

Участники рынка лизинга ищут способы повышения маржинальности бизнеса, в том числе выходят в смежные сегменты. Новым направлением стало финансирование ремонта подержанного оборудования. Спрос на услугу есть, признают эксперты, однако для ее развития необходима перестройка бизнес-процессов и инвестиции в кадры, а сделки в этом сегменте сложно структурировать.

Компания «ДельтаЛизинг» (входит в ИГ «Инсайт», 11-е место по объемам нового бизнеса по итогам девяти месяцев 2023 года, по данным «Эксперт РА» - 41,696 млрд руб.) начала предлагать услуги по ремонту, восстановлению и модернизации оборудования. Техника выкупается у компании и передается ей же обратно в лизинг с учетом покрытия стоимости обновления.

Программа актуальна для предприятий, «оборудование которых морально устарело и требует увеличения мощности, производительности или полной замены, но при этом оборудование уже не имеет аналогов на рынке ввиду изменившейся конъюнктуры или при наличии аналогов их стоимость будет запредельной», поясняют в «ДельтаЛизинг».

Также есть возможность приобрести под запрос клиента подержанное оборудование, которое будет модернизировано и закроет потребности. «Сервис расширяет воронку продаж и увеличивает объем бизнеса за счет дополнительных услуг», - полагают в компании.

Лизингодатели сейчас ориентированы на расширение продуктовой линейки и оказание дополнительных услуг, отмечает директор рейтингов нефинансовых компаний НРА Анна Кудринская. Инвестиционный лизинг подержанного оборудования востребован, добавляет эксперт, но сопряжен с рядом рисков, связанных с ликвидностью имущества, определением его справедливой стоимости, возможности изъятия и реализации в случае расторжения договора. «Плюсы для клиента в гарантированном обслуживании предмета лизинга, возможности получения оборотных средств, - резюмирует эксперт. - Однако ситуация с параллельным импортом, переориентация на китайских поставщиков, задержки поставки расходных материалов могут оказаться факторами риска для самих лизинговых компаний».

По данным исследования «Эксперт РА», многие участники отрасли в качестве основного препятствия развития рынка в 2024 году называли как раз «увеличившиеся сроки поставок машин и оборудования ввиду больших расстояний и недостаточных мощностей транспортной инфраструктуры».

По итогам 2023 года, по данным НРА, в лизинг было передано 611 тыс. новых предметов. Это результат на 40% выше «кризисного» 2022 года (431 тыс.) и на 6% выше, чем в прежде рекордном 2021 году (565 тыс.). В денежном выражении результаты 2023 года пока не опубликованы. Объем нового бизнеса на рынке лизинга за девять месяцев 2023 года достиг исторического максимума в 2,49 трлн руб. что на 95% выше прошлогоднего результата, следует из отчета «Эксперт РА». Другие опрошенные «Ъ» участники рынка подтверждают опасения эксперта и не готовы массово развивать у себя направление ремонтов. Об этом говорят даже в компаниях, которые специализируются на лизинге оборудования.

Финансирование ремонтов - непрофильное для рынка направление, поясняет руководитель группы универсального лизинга компании «Интерлизинг» Джалал Гасанов: «В рамках развития лизинга как продукта мы формируем базу надежных поставщиков, которые обеспечивают обслуживание оборудования». Финансирование ремонтов может стать частью дополнительного сервиса, но его запуск потребует создания новых подразделений и настройки бизнес-процессов, добавляет господин Гасанов. «Ввиду большого разнообразия типов оборудования необходимо предусматривать пул специалистов со значительно отличающимися профессиональными знаниями», - подтверждает руководитель отдела по развитию продуктов и услуг ГК «Альфа-Лизинг» Максим Давиденко.

Кроме того, такие сделки сложно структурировать юридически, уточняет гендиректор «РЕГИОН Лизинг» Рустем Мухамедов: «Передать в лизинг можно имущество, относящееся к категории основных средств, запчасти к этой категории не относятся». В стандартный договор лизинга, поясняет он, могут быть включены дополнительные услуги, такие как пусконаладка, обучение персонала, гарантийный и постгарантийный ремонт, но это удорожает договор для клиента.

Коммерсантъ