Бюджет проснулся к концу года
По предварительным оценкам траты составили 5,5 трлн рублей
По состоянию на 1 января итоговые расходы федерального бюджета за 2023 г. составили 32,4 трлн руб. следует из оперативных данных «Электронного бюджета». Доходы сложились в размере 28,9 трлн руб. Бюджетный дефицит, таким образом, достиг 3,5 трлн руб.
С учетом того что за январь - ноябрь Минфин отчитался о тратах в размере 26,84 трлн руб. в декабре они могли достигнуть 5,5 трлн руб. Объем расходов в декабре 2023 г. оказался на 21% меньше аналогичного показателя 2022 г. (тогда было потрачено 7 трлн руб. но это абсолютная аномалия, поскольку тогда были профинансированы обязательства следующих периодов), но вдвое больше ноябрьского уровня (2,7 трлн руб.). При этом активнее всего бюджетные средства расходовались в последние дни декабря. Согласно данным «Электронного бюджета», к 21 декабря было потрачено 28,8 трлн руб. а к 25 декабря - 29,1 трлн руб.
Данные сводной росписи свидетельствуют о превышении официального прогноза Минфина на 2023 г. заложенного в бюджете на 2024-2026 гг. причем как в расходной, так и в доходной части. Официальная оценка ведомства из этого документа предполагала траты в размере 31,7 трлн руб. и поступления в размере 28,7 трлн руб. Министр финансов Антон Силуанов в конце декабря прогнозировал, что расходы бюджета по итогам 2023 г. составят 32,2 трлн руб. Он добавил, что доходы окажутся выше ожиданий, но точных оценок не привел. Дефицит, по его словам, будет в пределах 1,5% ВВП.
Поскольку продолжается распределение средств, поступивших на единый налоговый счет, итоговые доходы 2023 г. могут вырасти на несколько сотен миллиардов рублей, а дефицит - приблизиться к величине, которую называл Силуанов (2,9-3 трлн руб.), отметил директор аналитического департамента инвесткомпании «Регион» Валерий Вайсберг. В окончательной оценке Минфина за 2023 г. доходы бюджета составят 29,6 трлн руб. а расходы - 32,5 трлн руб. считает главный экономист по России Bloomberg Economics Александр Исаков. Дефицит, соответственно, достигнет 2,9 трлн руб.
Историческая норма
Ускорение расходов в декабре является традиционной практикой Минфина, однако в начале 2023 г. правительство обозначило переход к новой модели внутригодового распределения бюджетных трат - опережающему авансированию контрактов. За четыре первых месяца года было израсходовано 10,8 трлн руб. или 37% от годового плана (в бюджете, принятом в 2022 г. заложили 29 трлн руб. Минфин обновил прогноз в сентябре 2023 г.). Это существенно превышает средние исторические значения: в январе - апреле 2022 г. бюджет потратил 28,5% от плана, а за тот же период 2021 г. - 28,9%. В середине апреля замминистра финансов Владимир Колычев заявлял, что после повышенных расходов в начале года ассигнования будут распределять по месяцам более равномерно, хотя в отдельные периоды могут быть «всплески» в связи с тем же авансированием контрактов.
Динамика исполнения расходов сохраняется на нормальном уровне после ускорения трат в январе - феврале, указывал Минфин в предварительной оценке исполнения бюджета за январь - ноябрь 2023 г. Объем бюджетных трат по итогам года будет формироваться исходя из предельного размера бюджетных ассигнований, утвержденных в законе о бюджете, говорилось в сообщении.
Отчасти прогноз Минфина о том, что траты в 2023 г. будут распределены более равномерно, оказался верен, отмечает Исаков. В среднем за последние 10 лет бюджет тратил около 18% от общего объема расходов в декабре - в ушедшем году показатель составил 17%, т. е. даже чуть ниже исторической нормы, объяснил он. Самым слабым по расходам в современной истории был декабрь 2017 г. когда потратили лишь 15% от годовых расходов, а максимально неравномерным по темпу трат был 2022 год, когда на декабрь пришлось почти 23% годового объема.
В 2023 г. сезонность расходов приблизилась к историческому тренду, согласился Вайсберг. В текущем году помесячное исполнение расходов бюджета станет к нему еще ближе и январские расходы сократятся относительно декабря, но вырастут год к году на 13-15%, ожидает эксперт. Минфин заложил достаточно высокий объем трат на весь 2024 год и это позволит избежать нового скачка в расходах в первые месяцы, добавил автор Telegram-канала «Твердые цифры» Родион Латыпов.
На что ушли деньги
Резкий рост расходов в декабре - неизбежность, даже с учетом частичного выравнивания внутригодовой сезонности в 2023 г. считает директор по инвестициям «Астра управление активами» Дмитрий Полевой. «Распорядители бюджетных средств традиционно спешат освоить выделенные лимиты», - пояснил он.
Минфин не публикует динамику расходов по конкретным направлениям с весны, однако характер декабрьских трат в 2023 г. вряд ли существенно изменился по сравнению с 2022 г. считает Вайсберг. Прежде всего ускорение расходов в последние дни года может объясняться проведением авансового трансферта Соцфонду. С 28 декабря 2022 г. по 1 января 2023 г. Минфин потратил около 2 трлн руб. включая 1,5 трлн руб. аванса. С 28 декабря 2023 г. по 1 января 2024 г. было израсходовано 1,2 трлн руб. «С учетом того что Минфин в последний момент решил полностью выбрать лимит средств ФНБ для финансирования дефицита бюджета, можно предположить, что аванс Соцфонду снова имел место, пусть и в меньшем объеме, чем год назад», - отметил Вайсберг.
Исаков согласился с этим предположением: Минфин мог использовать для аванса дополнительные ненефтегазовые доходы, в том числе около 300 млрд руб. поступлений от налога на сверхприбыль. Если этот трансферт был совершен, то он позволил Минфину высвободить часть бюджетных средств, чтобы распорядиться ими в текущем году, отметил эксперт. Обычно 1% ВВП расходов бюджета сверх бюджетного правила приводит к ускорению инфляции на 1 п. п. на горизонте одного квартала, однако если гипотеза с авансом Соцфонду верна, то до потребителя эти средства дойдут лишь постепенно в течение года и эффект на инфляцию и расходы в январе будет незаметным, добавил он.