Компании вынуждены идти на такую агрессивную и рискованную практику в запале конкуренции
На рынке лизинга в розничном сегменте наблюдается тенденция к снижению авансовых платежей. При этом даже нулевой аванс перестал быть чем-то необычным, а стал очень широко распространенной практикой, рассказали Frank Media в нескольких лизинговых компаниях (ЛК).
«Клиенты перестали брать лизинг, если нет предложения с нулевым авансовым платежом», - говорит топ-менеджер рыночной ЛК, специализирующейся на сельхоз-, дорожно-строительной (ДСТ) и спецтехнике. «Нулевой аванс стал очень распространен на рынке», - вторит ему коллега из компании, по большей части, предоставляющей в лизинг грузовой автотранспорт. «У нас в линейке такой продукт появился как маркетинговая акция в 2020 году, а теперь он стал постоянным продуктом», - солидарен сотрудник крупной автолизинговой компании.
«Последний год рынок лизинга действительно характеризуется снижением размера авансовых платежей», - подтверждает директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Зоя Советкина. По данным рейтингового агентства, средний размер аванса по итогам первого квартала 2023 составил 16,7% против 21% годом ранее. «Иногда можно встретить нулевые авансы, однако подобная практика распространена преимущественно среди государственных ЛК, работающих в сегментах в господдержкой (например, лизинг сельхозтехники). Либо это частные случаи, когда ЛК финансирует клиента с высоким уровнем кредитоспособности», - говорит аналитик.
Впрочем, ЛК не согласны с тем, что нулевые авансы - это какие-то частные случаи. «Нулевой аванс уже не является чем-то экзотическим», - говорит коммерческий директор Fleet Finance (входит в инвестгруппу «Инсайт») Алексей Любецкий. Впрочем, по его словам, все-таки массовым явлением такую практику пока еще сложно назвать. Некоторые ЛК стали предлагать такие продукты только клиентам с хорошей платежной дисциплиной, повторным клиентам и т.д. но это сформировало к лизингополучателей «определенные ожидания», которые переориентировали их «в выборе ЛК только на предложения с нулевым авансом, даже в ущерб прочим характеристикам расчета», объясняет директор по маркетингу «ФКМ Лизинга» Евгений Асташкин.
Но и менеджмент компаний в запале конкуренции готов предлагать нулевой аванс. Эту агрессивную практику начали государственные ЛК и компании, принадлежащие госбанкам, солидарны Евгений Асташкин и Алексей Любецкий. «Конкуренция среди крупных игроков приводит к снижению маржинальности и увеличению риск-аппетита, как следствие, мы наблюдаем предложения ЛК с нулевыми авансами», - говорит гендиректор «МСБ-Лизинга» Роман Трубачев. В условиях роста конкуренции и рынка ЛК формируется непростая дилемма: либо «замедлять бизнес и оценивать, как будет вызревать портфель и вести себя рынок», беря на себя риск отстать от остальных участников, либо же «принять взвешенные риски и идти в авангарде» на таком растущем рынке, объясняет логику гендиректор ГК «ВТБ Лизинг» Антон Мустов.
По словам Романа Трубачева, практика пониженных и нулевых авансов, скорее, все-таки связана с «желанием увеличить объем продаж, нежели заботой о риск-профиле активов и портфеля». «Такого рода сделки однозначно формируют потенциально убыточный портфель для собственников ЛК, но, как правило, это мало кого заботит из менеджмента», - отмечает он. «Риски есть, но ЛК вынуждены на них идти в связи с возросшими запросами клиентов и необходимостью повышения конкурентоспособности продукта на рынке», - говорит гендиректор группы «Газпромбанк Лизинг» Максим Калинкин.
Впрочем, по его словам, нулевые авансы - «это плохая практика, поскольку сильно может ухудшить риск-политику ЛК и отразиться на ее портфеле». Некоторые ЛК даже в последнее время стали отходить от нее. «В последние полгода мы сталкиваемся с возросшим уровнем просроченных платежей в сегменте перевозок, в частности нерудных материалов, ростом стоимости финансирования и общим охлаждением», - отмечает коммерческий директор «Интерлизинга» Сергей Жарков. Поэтому, по его словам, ЛК снова стали отходить от практики нулевого аванса для восстановления качества портфеля.
Практика нулевых авансов «была популярна ранее в периоды экономических спадов - тогда многие ЛК начинали предлагать нулевые авансы», вспоминает гендиректор «Регион Лизинга» Рустем Мухамедов: «Как результат - рост рисков, ухудшение качества лизинговых портфелей и постепенный отход от практики нулевых авансов. Сегодня мы наблюдаем очередную волну». Сейчас частично возникающие риски нивелируются ростом стоимости передаваемого в лизинг имущества «на фоне все еще наблюдающегося дефицита предметов лизинга в отдельных сегментах», успокаивает Зоя Советкина.