О Группе
«РЕГИОН» является одной из крупнейших в России частных инвестиционных групп и ведет свою историю с 1995 г.
Пресс-центр
Информационная политика группы компаний «РЕГИОН»
основана на трех основных принципах - прозрачности,
своевременности и объективности.
НЕбизнес
«РЕГИОН» является автором проекта «Россия. Полет через века», а также партнером ряда других некоммерческих проектов.
12 Сентября, 2023
Тяжелая техника вывезла лизинг/ Коммерсантъ
Комментарий Рустема Мухамедова, генерального директора АО «РЕГИОН Лизинг»

Рекордным показателям помогла инфляция

В первом полугодии объем нового бизнеса на рынке лизинга достиг исторического максимума в 1,49 трлн руб. в несколько раз превысив показатели предыдущих лет. Однако количество лизинговых сделок увеличилось незначительно, что говорит в пользу инфляционного роста показателя. На этом фоне участники рынка опасаются сокращения платежеспособного спроса и снижения качества портфеля.

«Ъ» ознакомился с данными «Эксперт РА», согласно которым по итогам января - июня объем нового бизнеса на рынке лизинга достиг 1,49 трлн руб. Это исторический рекорд, вдвое превышающий показатель того же периода 2022 года и втрое - 2019-2020 годов.

По оценке агентства, объем нового бизнеса корпоративных сегментов вырос в 1,8 раза в основном за счет увеличения лизинга железнодорожной техники, объем которого вырос более чем в два раза. В «Эксперт РА» связывают ситуацию с переориентацией грузопотоков на восток и ростом потребности в вагонах (см. стр. 7). Розничный сегмент вырос на 97% в основном за счет лизинга автотранспорта и строительной техники. В частности, объем нового бизнеса с грузовиками увеличился в 1,4 раза, со спецтехникой - почти в 1,2 раза.

«Рост нового бизнеса в грузовом сегменте в первом полугодии связан с отложенным спросом на седельные тягачи. Кроме того, существенно выросли цены, и появились альтернативные китайские марки.

И в дополнение мы видим аномально высокий спрос на самосвалы - почти в два раза выше аналогичного периода в 2021 году», - отмечает руководитель цифровых продаж ГК «Альфа-Лизинг» Роман Вальков.

Вместе с тем рекордный результат обеспечило и подорожание техники из-за роста инфляции и дефицита предметов лизинга, вызванного уходом из России ряда крупных иностранных производителей, поясняют составители исследования. Так, средняя стоимость нового договора лизинга в первом полугодии составила 11,3 млн руб. тогда как годом ранее была на 2 млн руб. ниже.

Вместе с тем по сравнению с первым полугодием 2021 года объем нового бизнеса в первой половине 2023 года вырос почти на 60%, тогда как количество заключенных сделок увеличилось всего на 4%. Одновременно доля корпоративных сегментов с крупными чеками снизилась с 23% до 19%. «Несмотря на сильный рост рынка в денежной выражении, в количественном выражении он только восстановился до уровня двухлетней давности (см. «Ъ» от 29 августа. - «Ъ») «, - поясняет управляющий директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Руслан Коршунов.

В отношении второго полугодия эксперты дают прогнозы с осторожностью. «Для всех направлений значимым фактором будет инфляция, которая будет увеличивать размер средней сделки. Но рост цен будет ограничивать спрос, поэтому пока непонятно, что в итоге перевесит и какой будет эффект на объемы лизинговых сделок в денежном эквиваленте», - говорит заместитель директора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Сурен Асатуров.

«Текущее ослабление рубля и рост ключевой ставки создает новые риски роста стоимости импортируемой техники и запчастей, а также роста стоимости лизинга. Это является ключевым сдерживающим фактором для роста экономической активности как для экономики в целом, так и рынка лизинга», - отмечает руководитель отдела организации продаж «Интерлизинг» Александр Валенцев. Рост чека договора может составить 5-7% к средней цене января - июля, полагает гендиректор «ВТБ Лизинг» Антон Мусатов.

В такой ситуации лизингодатели рискуют столкнуться с ухудшением качества портфелей. «Рост размера чеков напрямую увеличивает нагрузку на лизингополучателя», - отмечает господин Асатуров. Чтобы нивелировать потенциальные риски неплатежей, лизинговые компании, особенно активные в розничном сегменте, снижают размеры авансовых платежей и увеличивают сроки лизинговых договоров (см. «Ъ» от 8 августа).

«Подорожание негативно влияет на продажи. Однако есть и предпосылки к тому, что появятся более доступные предложения в связи с огромным отложенным спросом», - сохраняет оптимизм финансовый директор ЛК «Европлан» Анатолий Аминов. Существенным фактором поддержки, рассчитывает гендиректор «Регион Лизинг» Рустем Мухамедов, станут программы госсубсидий.

Коммерсант