О Группе
«РЕГИОН» является одной из крупнейших в России частных инвестиционных групп и ведет свою историю с 1995 г.
Пресс-центр
Информационная политика группы компаний «РЕГИОН»
основана на трех основных принципах - прозрачности,
своевременности и объективности.
НЕбизнес
«РЕГИОН» является автором проекта «Россия. Полет через века», а также партнером ряда других некоммерческих проектов.
08 Августа, 2023
Оборудование взялось в лизинг/ Коммерсантъ
Комментарий Рустема Мухамедова, генерального директора АО «РЕГИОН Лизинг»

Сегмент приносит компаниям высокую маржу

Одним из самых маржинальных направлений на рынке лизинга стал лизинг оборудования. В сегменте нет жесткой конкуренции, а лизингополучатели демонстрируют низкий уровень дефолтов. Тем не менее в нем работают преимущественно средние компании, а крупнейшие игроки отрасли смотрят на лизинг оборудования с осторожностью, несмотря на то что он растет двузначными темпами. Из основных проблем участники отрасли отмечают отсутствие ликвидного вторичного рынка, развитой экспертизы, сложности с логистикой.

Одним из лидеров роста лизингового рынка может стать сегмент производственного оборудования. В «Интерлизинге» (25% портфеля приходится на оборудование) по итогам первого полугодия 2023 года объем нового бизнеса в этом сегменте составил 6,11 млрд руб. в два раза превысив прошлогодний показатель. Портфель компании «Аренза» на 97% состоит из оборудования, и за полугодие он показал рост на 87% по сравнению с прошлым годом.

В целом по прогнозу «Эксперт РА», обнародованному в конце марта, в 2023 году рынок лизинга ожидает роста объемов нового бизнеса в пределах 10% (см. «Ъ» от 20 марта). В первом квартале 2023 года объем нового бизнеса, выраженный в количестве предметов лизинга, вырос на 27%, до 131 тыс. единиц. Наибольший прирост нового бизнеса по видам предметов лизинга показали оборудование для общественного питания (158%), климатическое и механическое оборудование (121%), спецтехника (49%) и промышленное оборудование (31%; см. «Ъ» от 22 мая).

Как отмечают участники этого сегмента рынка, в целом он более маржинальный, чем лизинг легкового и грузового транспорта, спецтехники. «Это связано как с меньшим числом конкурентов в сегменте, так и с низким уровнем дефолтности лизингополучателей», - отмечает коммерческий директор «Интерлизинга» Сергей Жарков.

Уровень дефолтности в сегменте компании оценивают в менее 0,5%. «Половина клиентов в сегменте лизинга оборудования относятся к МСБ, но это компании промышленного сектора. К моменту, когда им требуется установка или обновление оборудования, у них уже есть площадка с историей производства и операционными результатами», - поясняет господин Жарков. Кроме того, по лизингу оборудования авансовые платежи достигают 25%. В сегменте розничного автолизинга компании говорят о нулевых авансовых платежах (см. «Ъ» от 1 августа).

Но несмотря на привлекательность сегмента, появления новых игроков в ближайшей перспективе ждать не стоит, сходятся во мнении участники рынка. «Основным камнем преткновения в сделках с оборудованием является то, что, как правило, предметы лизинга менее ликвидны ввиду узкой специализации и сложностей с монтажом. Чтобы снизить потери, лизингодатели более тщательно структурируют сделки, часто требуют дополнительное обеспечение, проводят глубокий анализ финансового состояния клиента», - поясняет директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Ксения Якушкина.

«Оценка требует наличия в лизинговой компании развитой аналитической функции, отличной от скоринговой оценки, принятой в розничной модели бизнеса», - подчеркивает гендиректор «Регион Лизинга» (40% лизингового портфеля приходится на лизинг) Рустем Мухамедов. «При типовых условиях мы можем одобрить оборудование с той же скоростью, как это делают в автолизинге, - подтверждает замгендиректора по стратегии и развитию «Дельтализинга» Валентина Полякова. - Но лишь 8% сделок в 2023 году смогли пройти автоматизированный ускоренный процесс одобрения и оценки».

При этом крупные участники лизингового рынка отмечают, что трудно совмещать розничный подход и риски, которые предполагает для компании лизинг оборудования. По словам предправления «Альфа-Лизинга» Вероники Новиковой, «как найти, изъять, хранить и реализовать автомобиль - понятно; оборудование... нужно правильно отключить и демонтировать, правильно транспортировать и хранить» (см. «Ъ» от 29 мая). И это требует дополнительных ресурсов от компании, отмечает она.

Очевидно, что работа в сегменте лизинга оборудования не может быть поточным бизнесом, где возникает экономия на эффекте масштаба, подчеркивает Валентина Полякова. Как отмечает топ-менеджер одной из крупных компаний, лизинг оборудования интересен не сам по себе, а как дополнение к крупному контракту. К примеру, если лизингополучатель берет в лизинг 1 тыс. легковых машин, ему нужно оборудование для ремонта парка. Но сама по себе единица оборудования для автомойки или авторемонтной мастерской, уточнил собеседник «Ъ» не интересна.

Коммерсантъ