О Группе
«РЕГИОН» является одной из крупнейших в России частных инвестиционных групп и ведет свою историю с 1995 г.
Пресс-центр
Информационная политика группы компаний «РЕГИОН»
основана на трех основных принципах - прозрачности,
своевременности и объективности.
НЕбизнес
«РЕГИОН» является автором проекта «Россия. Полет через века», а также партнером ряда других некоммерческих проектов.
18 Апреля, 2023
Лизинг нацелился на оборудование/ Коммерсантъ - Логистика
Комментарий Рустема Мухамедова, генерального директора АО «РЕГИОН Лизинг»

Лизинговые компании осваивают рынок лизинга оборудования

По данным агентства «Эксперт РА», объем нового бизнеса в отрасли сократился на 13% по итогам 2022 года, до 1,98 трлн руб. Падение по итогам года показали как корпоративный, так и розничный сегменты. Однако результаты отрасли оказались лучше прогнозов. На фоне сжатия рынка лизинговые компании обучаются работать с МСБ и выходят в сегменты, пока недостаточно наполненные лизинговым предложением, например лизинг оборудования, который сейчас активно осваивают участники рынка. Но они отмечают, что работа в этом сегменте требует отдельных компетенций, в том числе навыков по оценке сделок с большой цепочкой участников, контрагентов и поставщиков.

Упали, но на мягкое

Восстановление лизинговой отрасли после кризиса 2022 года и провала первого полугодия шло медленнее, чем в других сегментах экономики. Отрасль оказалась в условиях «идеального шторма»: помимо санкционного давления, трудностей с проведением финансовых операций и нарушением привычных логистических маршрутов из-за ухода из России традиционных европейских производителей автомобилей, техники и оборудования лизингодатели столкнулись с дефицитом самих предметов лизинга и просто не могли удовлетворить существующий спрос. Кроме того, на фоне санкционных ограничений практически до нулевых показателей сжались ранее крупнейшие корпоративные сегменты: авиационный лизинг и лизинг морского и речного транспорта. Поворот же лизинговой отрасли к азиатским партнерам, в общем-то готовым поставлять необходимые транспорт и технику на российский рынок, шел не так быстро, как того хотелось бы: опять же более долгая, дорогая и сложная логистика, трансграничные сделки в новых валютах и плохая представленность многих азиатских брендов в России.

Тем не менее по итогам 2022 года рынок лизинга показал если не восстановление, то падение меньшее, чем ожидалось. По данным «Эксперт РА», объем нового бизнеса в отрасли сократился на 13% по итогам 2022 года, до 1,98 трлн руб. Падение по итогам года показали как корпоративный, так и розничный сегмент: на 31%, до 354 млрд руб. (минимальное значение с 2019 года), и на 8%, до 1,626 трлн руб., соответственно. Число сделок на рынке снизилось впервые с 2015-го, составив 340 тыс. Конечно, корпоративные сегменты продолжали стагнировать, однако отрасль научилась работать с МСБ и находить новые, пока недостаточно наполненные лизинговым предложением сегменты экономики.

За новым оборудованием

Одним из перспективных для отрасли направлений, специфику которого активно сегодня осваивают участники рынка, стало оборудование, в том числе необходимое для предприятий и отраслей, активно вовлеченных в процесс импортозамещения и восстановления производств в стране.

На рынке лизинга представлено оборудование довольно широкого спектра, используемое как крупными промышленными компаниями (например, энергетическое, машиностроительное, газо и нефтедобывающее), так и предприятиями малого и среднего бизнеса (складское, медицинское, пищевое, полиграфическое и др.). «Среди наиболее крупных сегментов оборудования на лизинговом рынке по итогам 2022 года мы выделяем машиностроительное, металлообрабатывающее и металлургическое оборудование (объем нового бизнеса сегмента составил 43,4 млрд руб., это 2,2% от всего рынка), а также оборудование для неф те и газодобычи и переработки (объем нового бизнеса - 36,6 млрд руб., доля - 1,8%). При этом оба сегмента за прошедший год показали отрицательную динамику в 13% и 63% соответственно», - приводит данные директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Зоя Советкина. Но сейчас еще наблюдается дефицит предметов лизинга, проблемы с поставками отмечаются в тех сегментах, где преобладали европейские марки, куда в том числе относится и лизинг оборудования. В течение 2022 года лизинговым компаниям пришлось пересматривать список своих поставщиков, выстраивать новые партнерские отношения преимущественно с азиатскими марками. Так, по итогам девяти месяцев 2022-го доля европейских брендов в структуре нового бизнеса снизилась с 25% до 16%, в то время как доля азиатских брендов достигла почти трети портфеля (32%) против 25% годом ранее.

Лизинг оборудования довольно своеобразен и требует тщательного изучения в силу большой специфичности и невысокой ликвидности предметов лизинга, в отличие, например, от автомобилей, замечает заместитель директора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алла Борисова. Как правило, в сегмент идут компании, обладающие высокими компетенциями как по оценке клиентов, так и самого оборудования и его поставщиков. «Такая экспертность лизинговых компаний в совокупности с растущей потребностью рынка в приобретении или обновлении оборудования позволяет предположить, что мы увидим дальнейший рост и развитие лизинга оборудования, - говорит она. - В текущих экономических реалиях важным фактором обращения к лизинговым компаниям для приобретения того или иного оборудования является в том числе возможность использования их логистических цепочек и связей с поставщиками для приобретения оборудования, которым заменяются бренды, ушедшие из-за санкционных ограничений, а также приобретение б/у оборудования».

Товар сложнее, клиент мельче

«Ъ» опросил ключевых игроков в сегменте лизинга оборудования. Они сходятся во мнении, что от развития сегмента фактически зависят производственная стабильность и регулярное обновление мощностей во многих ключевых индустриях страны. Однако участники рынка предостерегают, что работа в сегменте требует развития дополнительных компетенций и готовности принимать на себя риски, а также выработки навыков по оценке сделок с большой цепочкой участников, контрагентов и поставщиков.

«Лизинг оборудования - это самый эффективный инструмент производственного перевооружения, - уверен Максим Гончарук, генеральный директор «ДельтаЛизинга» (входит в инвестиционную группу «Инсайт», на оборудование приходится 20% лизингового портфеля компании). - Соответственно, лизинг интересен производителям самой разнообразной продукции. Это возможность без залога, без первого взноса, с минимальными бюрократическими и временными издержками модернизировать основные фонды. В сухом остатке - повысить качество, увеличить номенклатуру, укрепить конкурентные преимущества, ну и легально сэкономить на налогах».

Растут инвестиции бизнеса в локализацию производств, направленных на сырьевую безопасность. Увеличивается количество проектов в производстве полимеров, упаковки, продуктов питания, химии, перечисляет отрасли с высокой потребностью в оборудовании господин Гончарук. И на фоне высокого спроса уже наблюдается тенденция к систематизации лизинговых продаж оборудования на стороне поставщиков по аналогии с техникой с ПТС/ПСМ, что увеличивает долю лизинговых продаж в сегменте, оптимистичен руководитель направления оборудование ГК «Альфа-Лизинг» Дмитрий Исаенков (9% от общего объема нового бизнеса «Альфа-Лизинга» приходится на оборудование).

Но для лизингодателей рынок оборудования - один из самых сложных сегментов, признает Максим Гончарук. По сути, пришлось создавать конкурентный продукт и выводить его на рынок, создавая новые процессы с учетом нюансов в работе с оборудованием, согласен господин Исаенков. До 90% оборудования приобретают компании из числа предприятий МСБ - крупный бизнес, как правило, осуществляет закупки с использованием долгосрочных кредитов или проектного финансирования, формируя бюджеты на регулярное переоснащение, поясняет гендиректор ГК «ВТБ Лизинг» Антон Мусатов: «Вопросы возникают не только к оценке лизингополучателей, но и к цепочке поставщиков продукции».

«Также лизинг интересен молодым предпринимателям, технологическим стартапам. Часто в таких проектах фигурирует уникальное специфическое оборудование, требующее не просто поставки, а таможенного оформления, пусконаладки, обучения, гарантийного обслуживания - как правило, структура таких сделок одна из самых сложных», - продолжает гендиректор «Регион Лизинга» Рустем Мухамедов. В лизинговых сделках с оборудованием полностью переложить риск на предмет лизинга практически невозможно, поясняет он, поэтому лизинговой компании необходимо обладать хорошими аналитическими компетенциями, чтобы правильно оценивать финансовое состояние клиента и поставщика для минимизации рисков. Оборудование требует более детальной оценки, согласна региональный директор «Интерлизинга» по ЦФО Елена Банникова: «Часто клиенты хотят приобрести эксклюзивное оборудование, которое необходимо проанализировать на ликвидность и на сопоставимость стоимости на рынке и покупной цены». Лизинговые договоры с оборудованием предполагают более жесткие условия по оплате и поставке у поставщиков, продолжает она. «Оборудование является менее ликвидным, чем автомобили или техника, поставщики просят предоплату выше, а сроки поставки оборудования не в наличии - больше, - поясняет госпожа Банникова. - Для каждой такой сделки нужен отдельный анализ лизингополучателей и поставщиков».

Кроме того, актуальность для сегмента оборудования сохраняют и общие для всей лизинговой отрасли трудности: логистика и дефицит необходимых потребителям предметов лизинга. Основные трудности развития лизинга оборудования связаны с логистикой и уходом западных брендов - основных поставщиков на протяжении многих лет, полагает гендиректор «Газпромбанк Лизинга» Максим Калинкин (в портфеле компании сегмент лизинга оборудования занимает 5%). Цены на импортное оборудование и риски их непоставки продолжают расти, но крупнейшие клиенты не готовы отказываться от него, да и зачастую просто нет аналогов, рассказывает он. «В отличие от сегмента транспорта и спецтехники, где китайские бренды в кратчайшие сроки провели экспансию и заместили ушедшие бренды, рынок оборудования им пока не удалось покорить, - констатирует господин Калинкин. - Клиенты не удовлетворены качеством китайских аналогов и не готовы рисковать и закупать оборудование в Азии». Они готовы переплачивать и ждать оборудования из тех стран, где ранее приобретали, добавляет он.

Коммерсантъ - Логистика