При этом по отношению к ВВП страны он продолжает оставаться одним из самых низких в мире
Общая сумма внутреннего и внешнего государственного долга России за 2022 г. выросла до 22,8 трлн руб. с 20,9 трлн по итогам 2021 г., сообщил «Ведомостям» представитель Минфина. Расходы на его обслуживание за январь - декабрь 2022 г. составили 1,33 трлн руб., или около 4% от всех трат федерального бюджета.
По данным министерства, внутренний госдолг на 1 января 2023 г. составил 18,781 трлн руб. (в том числе госгарантии в российской валюте - 701,67 млрд руб.), внешний - 4,039 трлн руб., или $57,42 млрд (в том числе госгарантии в иностранной валюте - 1,382 трлн руб., или $19,65 млрд). Расходы на обслуживание внутреннего долга за 2022 г. оцениваются в 1,191 трлн руб., внешнего - 139,5 млрд руб. ($2 млрд). В 2021 г. совокупные траты на госдолг составляли 1,084 трлн руб., говорилось в аналитической записке Счетной палаты.
Согласно закону о федеральном бюджете на 2023-2025 гг., Минфин ожидал госдолг по итогам 2022 г. на уровне 23,4 трлн руб. (внутренний - 18,9 трлн руб., внешний - 4,5 трлн) против 20,9 трлн руб. (внутренний - 16,5 трлн руб., внешний - 4,4 трлн) в 2021 г. По итогам 2023 г. министерство прогнозировало рост долга до 25,4 трлн руб. (внутренний - 20,7 трлн руб., внешний - 4,7 трлн), в 2024 г. - до 27,7 трлн руб. (внутренний - 22,8 трлн руб., внешний - 4,9 трлн), в 2025 г. - до 29,9 трлн руб. (внутренний - 25 трлн руб., внешний - 4,9 трлн).
В 2022 г. Минфин разместил ОФЗ на 3,281 трлн руб., основной объем пришелся на IV квартал - 3,143 трлн руб. Согласно закону о бюджете на 2022-2024 гг., план Минфина по ОФЗ на 2022 г. составлял 3,26 трлн руб. Объем чистого привлечения ожидался на уровне 2,199 трлн руб., на погашение ценных бумаг планировалось направить 1,06 трлн руб. На внешние рынки заимствований министерство в 2022 г. не выходило, хотя изначально планировало размещение еврооблигаций на сумму до $3 млрд.
Федеральный бюджет по итогам 2022 г. исполнен с дефицитом в 3,3 трлн руб. вместо изначально запланированного профицита в 1,3 трлн руб.: доходы составили почти 28 трлн руб., а расходы - свыше 31 трлн руб. В ближайшие годы, как ожидается, бюджет также будет оставаться дефицитным: в 2023 г. в размере 2,9 трлн руб., в 2024 г. - 2,2 трлн руб., в 2025 г. - 1,3 трлн руб. Расходы бюджета в текущем году ожидаются на уровне 29 трлн руб., в 2024 г. - 29,4 трлн руб., в 2025 г. - 29,2 трлн руб. Доходы в 2023 г. запланированы в объеме 26,1 трлн руб., в 2024 г. - 27,2 трлн руб., в 2025 г. - около 28 трлн руб. Основными источниками покрытия дефицита в 2023-2025 гг. должны стать заимствования на внутреннем рынке. При этом в 2023-2024 гг. для обеспечения сбалансированности бюджета возможно использование средств фонда национального благосостояния в объеме 2,9 трлн и 1,3 трлн руб. соответственно.
Безопасный уровень
В целом, несмотря на беспрецедентную ситуацию 2022 г., российский госдолг вырос в рамках ожиданий Минфина, отметил главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. По итогам года он составил примерно 15,6% ВВП, продолжая оставаться одним из самых низких показателей в мире, заметил эксперт. Основные метрики долговой нагрузки к началу 2023 г. если и ухудшились, то не сильно - отношение величины тела прямого долга к бюджетным доходам и ВВП за год фактически не изменилось (без бюджетных гарантий, осталось на уровне 14-15% ВВП, 74-75% доходов), указал директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов. Сам уровень долга на мировом фоне по-прежнему низкий, как и относительные расходы на его обслуживание, продолжил он.
23,4 трлн руб.
Такой госдолг Минфин ожидал по итогам 2022 г. По итогам 2023 г. министерство прогнозировало рост долга до 25,4 трлн руб.
Госдолг оказался несколько ниже, чем прогнозировал Минфин (23,4 трлн руб.), в основном за счет того, что внешний долг не вырос, а сократился, что достаточно естественно в условиях закрытых западных рынков капитала, добавил Васильев. При этом даже в отсутствие нерезидентов министерство сумело привлечь на внутреннем долговом рынке 3,3 трлн руб., т. е. практически закрыло весь дефицит бюджета за счет ОФЗ, отметил эксперт.
Высокая стоимость обслуживания внутреннего госдолга в 2022 г. сложилась в том числе из-за резкого взлета ставок в экономике после поднятия ключевой до 20%, указал эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Евгений Миронюк. Период высоких ставок повлиял на стоимость обслуживания флоутеров, которые составляли около трети объема в ОФЗ, пояснил он. В прошлом году были моменты, когда ставка по ним приближалась к 20%, а в некоторых величина купонного дохода до сих пор около 11%, заметил эксперт. За счет увеличения рублевых ставок рост стоимости обслуживания закончился, считает Куликов. Основным драйвером стоимости обслуживания на 2023 г. станет рост тела долга, указал он. Сейчас доля флоутеров в ОФЗ составляет около 37%, а ставки по ним в целом стабилизировались, добавил Миронюк. Учитывая, что Банк России ставит цель по инфляции на уровне 4% и стремится поддержать ее инструментами денежно-кредитной политики, стоимость обслуживания внутреннего госдолга в 2023 г. окажется ниже, чем в 2022 г., ожидает он.
Расходы на выплату процентов зависят от сроков и доли обязательств в иностранной валюте, добавил Куликов. Чем короче сроки и выше доля валюты, тем дороже обслуживание. Доля стран с уязвимым бюджетным профилем (где можно ожидать бюджетного кризиса на горизонте 1-2 лет) за год увеличилась, как выросла и вероятность глобальной рецессии, поэтому в целом можно сказать, что риски повысились, полагает эксперт. Однако Россия явно не относится к числу наиболее уязвимых в бюджетном смысле стран, резюмировал он.
Учитывая, что дефицит бюджета текущего года, вероятно, окажется больше, чем в 2022 г., заимствования также будут выше, считает директор аналитического департамента ИК «Регион» Валерий Вайсберг. В совокупности внутренний и внешний долг России может вырасти на 3,5 трлн руб., прогнозирует эксперт. В 2023 г. в условиях закрытых западных рынков Минфин продолжит погашать внешний долг и наращивать внутренний, ожидает Васильев. Общий объем госдолга по итогам года вырастет примерно на 2,2 трлн до 25 трлн руб., или 16,7% ВВП, оценивает эксперт: расходы на его обслуживание составят 1,6 трлн руб. (1,1 трлн руб. на внутренний и 0,5 трлн на внешний). Даже увеличение объема госдолга России не вызовет сложностей с его обслуживанием, полагает Миронюк. Риски могут проявиться при скачке инфляции, для которой в 2023 г. наиболее непредсказуемым фактором является курс нацвалюты, добавил эксперт.