Февральское бюджетное ускорение
Минфин повторяет практику прошлого года, авансируя госзаказ
За первые две недели февраля Минфин резко нарастил расходы федерального бюджета. Если за весь январь Минфин оценил траты в 2,7 трлн руб. то за первые две недели февраля расходы составили почти 2 трлн. По оперативным данным системы «Электронный бюджет», по состоянию на 15 февраля из казны было выделено 4,8 трлн руб. Ежедневные траты за две недели в среднем составили 150 млрд руб. Пока это на 65% больше, чем в том же месяце 2023 г. (тогда в день из бюджета выделяли 91 млрд руб.), но далее в течение месяца показатели могут сблизиться, при условии что темп роста расходов замедлится во второй половине февраля.
Доходы казны с начала года по 15 февраля в системе обозначены в размере 2,3 трлн руб. - 6,5% от прогноза. Но в январе Минфин отчитался о более высоких поступлениях. Ведомство сообщило о доходах в первый месяц в размере 2,4 трлн руб. Представитель министерства объяснил эту особенность возвратами. Оперативные данные отклонились в меньшую сторону из-за возврата налогов, в частности НДС, который происходит в начале месяца, сообщил он. Судить о доходах бюджета за февраль можно будет после 28-го числа, когда завершится зачисление новых налогов, добавил он.
В закон о бюджете заложены годовые поступления в размере 35,1 трлн руб. и траты в 36,7 трлн руб. Дефицит казны, таким образом, должен составить 1,6 трлн руб. Текущая бюджетная роспись была увеличена в части расходов - они прогнозируются в размере 37 трлн руб. следует из данных «Электронного бюджета».
Резкое ускорение расходов российского бюджета в начале года наблюдалось и в 2023 г. К середине апреля Минфин распределил более трети всех расходов, заложенных на год. В ведомстве объясняли такую динамику переходом на принципы раннего авансирования, когда значительная часть денег по госконтрактам выплачивается исполнителям в начале года. Такая бюджетная политика позволяет обеспечить более равномерное кассовое исполнение расходов бюджета в течение года, заверяли тогда в Минфине. В целом так впоследствии и случилось. С начала II квартала и до конца III квартала 2023 г. объем трат бюджета превышал уровни 2022 г. лишь более чем на 1%, сообщал Минфин. В начале года дефицит федерального бюджета выглядел пугающе: он составил 2,6 трлн руб. приблизившись к годовому плану в 2,9 трлн.
В целом исполнение расходов бюджета в этом году идет на уровне прошлого года и в соответствии с кассовым планом, объяснил «Ведомостям» текущую динамику представитель министерства. Он напомнил, что в 2024 г. плановый объем бюджетных ассигнований по расходам, утвержденный законом, практически на 30% превышает аналогичный показатель 2023 г.
Аномалия или норма
Этот год, как и прошлый, Минфин начал с проведения значительных авансовых платежей в рамках госзаказа, пояснил главный экономист «БКС мир инвестиций» Илья Федоров. Тогда расходы начали активно ускоряться уже в январе, а сейчас Минфин перечислил деньги чуть позже.
Норма исполнения федерального бюджета предполагает распределение около 7% годового плана расходов в январе и 7,5% в феврале, но в 2022-2023 гг. на первые месяцы приходилось до 17% от общей суммы, заложенной в бюджет, отметил главный экономист по России Bloomberg Economics Александр Исаков. Таким образом, если расходы по итогам февраля останутся в пределах 6,3 трлн руб. то их можно считать соответствующими новой норме. По отношению к аналогичному периоду прошлого года расходы, скорее всего, сократятся - в 2023 г. за два первых месяца Минфин израсходовал 8,5 трлн руб. добавил он.
На основе данных «Электронного бюджета» не всегда можно делать далекоидущие выводы - расходы могут быть неравномерными внутри месяца, поэтому стоит дождаться итоговых цифр за февраль, отметил руководитель направления аналитики корпоративного бизнеса банка Дом.PФ Григорий Жирнов. Даже если по месяцу расходы окажутся выше исторической нормы, нужно понимать, что в электоральном году вполне может происходить внутригодовое смещение в тратах, добавил он.
Внутримесячные колебания расходов могут быть весьма значительными, согласился директор аналитического департамента инвесткомпании «Регион» Валерий Вайсберг. Динамика расходов бюджета не выглядит аномальной, если смотреть ее как скользящее среднее за 12 месяцев, а также в пропорции к плановому годовому объему, отметил он. Говорить о влиянии текущей февральской динамики на общегодовой план сейчас преждевременно, заключил эксперт.
Сезонность расходов последние годы не очень устойчива, поэтому исполнение за 1,5 месяца довольно мало говорит о рисках по полному году, согласился директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов.
Влияние на инфляцию
Бюджетные расходы и особенно бюджетный дефицит влияют на совокупный спрос в экономике, поэтому регулятор всегда учитывает этот фактор при принятии решения по ставке, заявила председатель Банка России Эльвира Набиуллина в ходе пресс-конференции по ключевой ставке 16 февраля. При этом, по ее словам, для калибровки денежно-кредитной политики важнее общий объем расходов по году, а не всплески в отдельные месяцы, подчеркнула она. При этом глава ЦБ признала, что рост инфляции в прошлом году был спровоцирован в том числе мягкой бюджетной политикой.
На инфляцию влияют не столько расходы, сколько структурный дефицит и важен здесь не федеральный, а консолидированный бюджет, добавил зампред Банка России Алексей Заботкин. Кроме того, важным фактором является инвестирование из ФНБ, которое не отражается в дефиците, но влияет на государственный спрос. В связи с этим распределение расходов внутри года носит «весьма второстепенное» значение в вопросе воздействия на динамику спроса, если общий план по году выполняется, заключил он.
Угроза инфляции действительно зависит не от распределения расходов внутри года, а от бюджетного импульса, который складывается из чистых эффектов от изменения доходов, расходов и инвестиций ФНБ на внутренний спрос, отметил директор по инвестициям «Астра управление активами» Дмитрий Полевой. Базовый план Минфина на 2024 г. предполагает снижение такого импульса, поэтому риски для инфляции появятся только в том случае, если бюджетные траты будут превышать дополнительные ненефтегазовые расходы.
Бюджетный импульс 2022-2023 гг. вносил значимый вклад в ускорение инфляции, а фискальная политика, безусловно, остается проинфляционным фактором, подтвердил Жирнов. Но в этом году динамику цен скорее будут определять другие факторы: ситуация на рынке труда и стабильность валютного курса.
Исаков, в свою очередь, не согласился, что внутригодовое ускорение расходов не оказывает эффекта на инфляцию. Напротив, оно обычно достаточно быстро повышает цены на потребительском рынке, если рост трат не сопровождается укреплением курса рубля и увеличением предложения. Ускорение бюджетных расходов сверх бюджетного правила разгоняет инфляцию, а она увеличивает номинальную налоговую базу и, следовательно, ненефтегазовые доходы, пояснил он. Таким образом, концентрированное и ускоренное расходование средств в начале года помогает правительству повысить объем доходов бюджета, чтобы затем нарастить объем расходов, считает Исаков.