О Группе
«РЕГИОН» является одной из крупнейших в России частных инвестиционных групп и ведет свою историю с 1995 г.
Пресс-центр
Информационная политика группы компаний «РЕГИОН»
основана на трех основных принципах - прозрачности,
своевременности и объективности.
НЕбизнес
«РЕГИОН» является автором проекта «Россия. Полет через века», а также партнером ряда других некоммерческих проектов.
18 Сентября, 2023
Идет смена привычного ландшафта лизингового рынка/ Коммерсант
Интервью Рустема Мухамедова, генерального директора АО «РЕГИОН Лизинг»

Несмотря на непростой 2022 год, рынок лизинга демонстрирует умеренно-позитивные настроения. Однако в новых экономических условиях малому и среднему бизнесу становится все тяжелее конкурировать с крупными компаниями — предприниматели ищут новые преимущества. Генеральный директор компании «Регион Лизинг» Рустем Мухамедов поделился своим взглядом на ситуацию на рынке, а также рассказал о перспективах развития лизингового бизнеса.

- Как изменился рынок лизинга за последние полтора года?

- В апреле-мае 2022 года эксперты и аналитики прогнозировали падение рынка на 60%. Однако мрачные прогнозы не сбылись. В целом, по оценкам экспертов, падение составило 9%, причем у части компаний, напротив, наблюдается рост. Нам повезло быть в их числе и сохранить эту тенденцию и в текущем году. Сейчас с уверенностью можно говорить о том, что в 2023 году мы снова видим рост бизнеса у большинства игроков.

Безусловно, уход западных компаний из России повлиял на рынок: многих представительств и «дочек» иностранных организаций сейчас на рынке нет, портфель клиентов и лизингодателей частично поменялся. Однако принципиально ничего не изменилось.

Лизинговые компании находятся на фронтлайне любых перемен. Давайте вспомним историю: случился кризис 2008 года - прекращают платить лизингодатели, произошла ситуация 2014 года, выросла ключевая ставка до 17-20% - это тут же отразилось на клиентах. Лизинговый рынок всегда одним из первых реагирует на любые изменения, которые происходят в экономической и политической жизни.

- С какими трудностями столкнулись его игроки?

- Основная проблема, актуальная до сих пор, это риски несвоевременной поставки или непоставки грузов. Логистические маршруты все еще перестраиваются, появляются новые поставщики, фактически no name, и с ними надо заново выстраивать отношения, проверять, насколько качественно и порядочно они работают, выполняют ли свои обязательства в срок.

- Какие тренды на рынке наблюдаются сегодня?

- Если говорить о ситуации в целом, то сейчас идет смена привычного ландшафта лизингового рынка и его игроков. Этот процесс может занять несколько лет. За ним интересно наблюдать, поскольку до этого десятилетия все было более-менее ровно и понятно.

В то же время не первый год на лизинговом рынке существует тренд на укрупнение игроков. Новым или малым компаниям становится все сложнее конкурировать - клиенты зачастую выбирают крупный бизнес в качестве лизинговых партнеров, думая, что с ними будет комфортнее работать и можно будет получить лучшие условия. Это не всегда так, так как компании среднего звена зачастую предлагают более гибкие условия и могут быстро реализовать сложный проект.

- Что входит в ваш продуктовый портфель?

- Мы универсальная лизинговая компания и работаем со всеми предметами лизинга практически без исключений. Среди них: оборудование, строительная спецтехника, железнодорожная техника, автотранспорт, авиатранспорт, недвижимость, морские и речные суда, сельскохозяйственная техника.

Помимо лизинговых услуг, если речь идет о крупных сделках, требующих глубокого погружения и структуризации, мы можем предложить услуги наших компаний-партнеров, которые готовы оказать клиенту помощь в кредитовании, страховании, вопросах транспортировки, хранения и растаможивания грузов.

- Чем отличается продукция «Регион Лизинга» от предложений конкурентов?

- Мы конкурируем на рынке не столько за счет ценовых показателей, сколько за счет качества, скорости и умения работать со сложными проектами. Мы стремимся понять клиента, глубоко погружаемся в его бизнес и проекты, изучаем их, узнаем специфику работы до мельчайших деталей. Если клиент относится к нашему целевому сегменту, отвечает всем нашим критериям по безопасности и платежеспособности, то мы стараемся максимально быстро сформировать свое мнение и выдать лизинг, ведь очень часто сроки предоставления лизинга компаниям важнее, нежели ценовые показатели. Наша отличительная черта - возможность быстро реализовать любой крупный и сложный проект. При этом к каждому проекту мы стараемся подойти индивидуально, понять его суть и выполнить необходимые процедуры без излишней бюрократии.

- За счет чего достигается такая скорость принятия решений?

- Главным фактором я бы назвал профессионализм и сплоченность команды. Большинство членов нашего коллектива работают в компании уже много лет, а в отрасли - десятилетия, поэтому с полуслова понимают требования к сделкам, свою зону ответственности и план эффективных действий на каждом этапе сделки. Все это значительно ускоряет рабочие процессы, поскольку нет необходимости собирать большие совещания и писать фолианты служебных записок.

- С какими запросами к вам чаще всего обращаются заказчики?

- В прошлом году мы отмечали высокий уровень неопределенности у клиентов. В большинстве случаев они обращались к нам за решением вопросов, связанных со сделками по поставке грузов, которые либо уже заключены, либо только планировались к заключению. Мы совместными усилиями искали решения этих сложных вопросов. На сегодня ситуация более-менее стабилизировалась и разрешилась. И от клиентов поступают обращения по ускорению логистических процессов. Уже понятно, как и через кого можно приобрести товар, теперь важно как можно быстрее и эффективнее с точки зрения соотношения цены-качества доставить то, что хочет клиент.

Заказчики ценят, когда исполнители прислушиваются к ним и не равнодушны к их потребностям, когда их слышат и понимают их «головную боль». И, исходя из этого, «Регион Лизинг» выстраивает свою работу и предлагает решения.

- Какие цели стоят у компании на ближайшее время?

- Мы намерены продолжать развитие, наращивать продуктовый портфель и заключать новые сделки. Конъюнктура рынка сейчас позволяет это делать, поэтому установка на максимальное развитие.

- Планируете ли вы расширять продуктовый портфель?

- Мы всегда отталкиваемся от потребностей клиентов. Если мы видим, что у заказчика есть особые пожелания, то стараемся их реализовать. Стараемся предложить все, что есть на современном рынке лизинга, чтобы заказчик был доволен и работал с нами долгие годы. Повторное обращение клиентов для нас является важнейшим показателем, на который мы часто ориентируемся.

*no name - что-либо малоизвестное, без громкого имени. Неизвестный бренд или компания, новичок в своей сфере.

Коммерсантъ