О Группе
«РЕГИОН» является одной из крупнейших в России частных инвестиционных групп и ведет свою историю с 1995 г.
Пресс-центр
Информационная политика группы компаний «РЕГИОН»
основана на трех основных принципах - прозрачности,
своевременности и объективности.
НЕбизнес
«РЕГИОН» является автором проекта «Россия. Полет через века», а также партнером ряда других некоммерческих проектов.
12 Сентября, 2023
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъем/ Эксперт РА
Комментарий Рустема Мухамедова, генерального директора АО «РЕГИОН Лизинг»

Объем нового бизнеса в 1-м полугодии 2023 года составил 1,49 трлн рублей, показав почти двукратный рост относительно низкой базы аналогичного периода 2022-го, на который пришелся пик геополитического кризиса. Тем не менее некоторая стабилизация экономической ситуации, экспансия китайских поставщиков и выстраивание новых логистических цепочек позволили установить исторический рекорд по объему нового бизнеса. Однако подобный рост во многом обусловлен подорожанием техники на фоне роста инфляции и дефицита предметов лизинга вследствие ухода ряда крупных иностранных производителей машин и оборудования из России. Так, средняя стоимость нового договора лизинга в 1-м полугодии 2023 года составила 11,3 против 9,5 млн рублей годом ранее. В целом рост лизингового бизнеса превысил динамику российской экономики, вследствие чего доля рынка лизинга в ВВП достигла рекордного значения 2,6 против 1,4% годом ранее. Объем лизингового портфеля за 1-е полугодие 2023 года вырос на 6,7% и составил 7,2 трлн рублей на 01.07.2023.

Рустем Мухамедов, генеральный директор «РЕГИОН Лизинга»:

«Необходимо учитывать все запросы клиента, понимать, что важно в той или иной сделке, понимать, какой продукт предложить. Например, для кого-то на первое место выходят сервис и объем сопутствующих услуг. В других сделках одну из важнейших ролей при выборе подрядчика лизинговых услуг играет ставка по лизингу».


Приложение 2. Интервью
Рустем Мухамедов, генеральный директор «РЕГИОН Лизинга»:

- Как бы вы охарактеризовали динамику и результаты деятельности компании по итогам работы в 1-м полугодии 2023 года? Что способствовало достижению запланированных показателей или что привело к обратным результатам?

- 1-е полугодие мы закончили хорошо: продемонстрировали существенный рост по новому бизнесу по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Значимый вклад в результат внесли сегменты оборудования, спецтехники, грузового автотранспорта, железнодорожной техники. Если говорить о региональном составе бизнеса, то треть сделок пришлась на Москву и ЦФО, по 10–12% на Татарстан, Уральский и Сибирский федеральные округа.

Выбранная бизнес-модель показала свою устойчивость, успешно решены сложные кейсы. Команда растет, качество нашего лизингового портфеля лучшее за всю историю существования компании – доля просроченной задолженности менее 0,3%.

- Планирует ли компания наращивание позиций в новых для себя сегментах и какие-либо изменения в продуктовой линейке на среднесрочном горизонте (в т. ч. развитие краткосрочной аренды, дополнительных услуг и сервисов)? Как вы оцениваете уровень спроса со стороны лизингополучателей в 1-м полугодии 2023 года относительно аналогичного периода 2021-го (докризисный период)? По каким видам имущества клиенты демонстрируют наибольший спрос и удается ли его удовлетворить в полной мере? Каковы ожидания по динамике спроса по итогам всего 2023 года?

- В 1-м полугодии 2023 года мы наблюдаем увеличение количества проектов, видим заметный рост инвестиционной активности. Уровень спроса превышает значения 1-го полугодия 2021 года. Динамика рынка лизинга говорит о начале восстановительного роста и о том, что игроки адаптировались к вызовам прошлого года.

В целом по рынку мы ждем значимого роста объемов нового бизнеса по итогам года. Оборудование и спецтехника – одни из самых перспективных сегментов в этом году.

Проектная активность строительных компаний возобновилась, правительство реализует ряд инфраструктурных проектов с привлечением большого числа строительной и спецтехники. В прошлом году Минтранс России оценивал потребность в дорожно-строительной технике на 2022–2024 годы в объеме около 30 тыс. единиц.

Мы ждем, что грузооборот на железной дороге в 2023-м может вырасти на фоне строительства и модернизации инфраструктуры. Мы фиксируем высокий спрос на специализированный подвижной состав. Очередь на его производство расписана до конца следующего года.

Оборудование – это сложная, но перспективная ниша. Она пострадала от санкций, так как существенная ее доля на российских предприятиях была импортного производства. Быстро заменить его, как, например, автотранспорт, технически сложно, поэтому переход на оборудование новых производителей осуществляется поэтапно.

Сложившаяся ситуация создает хорошие возможности для импортозамещения: курс государства на развитие отечественной производственной базы позволяет с оптимизмом оценивать потенциал роста этого сегмента на горизонте пяти лет.

- Как вы оцениваете результаты переориентации лизингового бизнеса на азиатских производителей? Какие, по вашему мнению, основные проблемы в работе с китайскими поставщиками предметов лизинга и каким образом удается их решать? Каковы ожидания по дальнейшему сотрудничеству с китайскими производителями? Какая техника из Китая еще не распространена в России, но может иметь значительный потенциал на нашем рынке?

- Доля китайской техники в проектах существенно возросла. В сегменте грузового автотранспорта и спецтехники произошло значительное замещение китайскими брендами.

Статистика показывает, что за первые пять месяцев этого года в Россию было импортировано около 51 тыс. единиц спецтехники. Почти 90% новой спецтехники было импортировано из Китая. Рост импорта по этому направлению по сравнению с прошлым годом – 163%.

В сегменте легкового автотранспорта активный выход новых китайских брендов на рынок продолжается.

В случае с оборудованием переключение на азиатских поставщиков происходит сложнее, чем в транспорте. Азиатские транспортные бренды уже несколько лет присутствуют в России, у многих есть дилерские центры, склады готовой продукции. В случае же с оборудованием ситуация выглядит иначе. Необходимо решать вопросы прямых поставок из-за рубежа, таможенного оформления, санкционных ограничений.

Мы активно работаем с азиатскими производителями, в портфеле уже много успешных кейсов. Основные вопросы возникают в сфере логистики, так как прежние транспортные коридоры либо перегружены и работают очень медленно, либо закрыты. Новые маршруты лежат через несколько стран, у каждой из которых свои требования. Все это сказывается на сроках и стоимости поставки.

- Как вы оцениваете перспективы лизинга медицинской техники в 2023 году? Какие основные проблемы в данном сегменте можете выделить и что будет способствовать росту объема сделок на среднесрочном горизонте?

- Аналитики прогнозируют рост на мировом рынке лизинга медицинского оборудования примерно на 7% в год вплоть до 2027-го.

В России перспективы роста несколько скромнее. Мы не ожидаем существенного изменения спроса на лизинг со стороны частных медицинских компаний, но все же прогнозируем, что сегмент медтехники сохранит небольшую положительную динамику в 2023 году.

В сегменте государственных медицинских учреждений интерес к инструментам лизинга достаточно низкий.

Традиционно подавляющее большинство клиентов в сегменте лизинга медицинской техники – частные клиники. В текущей ситуации клиники эксплуатируют имеющееся оборудование и к закупкам нового подходят крайне осторожно. Ситуация осложняется тем, что существенное число производителей имеющегося медицинского оборудования и расходных материалов к нему наблюдается в недружественных странах, и для того, чтобы их заменить, понадобятся время и дополнительные средства.

В любом случае на горизонте трех – пяти лет мы столкнемся с необходимостью модернизации имеющегося оборудования, что повысит интерес к лизинговым продуктам. Поддержку сегменту лизинга медицинской техники окажут крупные инвестиционные проекты в рамках импортозамещения.

- Опишите ситуацию со сроками финансирования лизинговых сделок компании относительно 2022 года. Как и почему именно изменились сроки финансирования и каких изменений можно ожидать на среднесрочном горизонте? Какие основные риски лизинговой отрасли вы отмечаете на текущий момент и какие новые вызовы можно ожидать на среднесрочном горизонте? Какие меры, по вашему мнению, будут эффективными для нивелирования их влияния?

- Риски пришли из 2022 года и до сих пор, к сожалению, не потеряли своей актуальности. Общая макроэкономическая ситуация влияет на кредитоспособность лизингополучателей и прибыльность лизинговых компаний. Усиление санкционного давления приводит к необходимости постоянной оптимизации новых логистических цепочек поставок, работе с новыми поставщиками.

Ужесточение денежно-кредитной политики повышает стоимость фондирования лизинговых сделок и может отрицательно сказаться на динамике инвестиционной активности клиентов. Волатильность курсов валют повышает неопределенность в части прогнозирования денежных потоков и также может негативно повлиять на динамику инвестиций.

Продолжается активная конкуренция как со стороны смежных отраслей (каршеринг, кредитование), так и внутри лизинговой отрасли.

- Какие меры лизинговых компаний в текущей ситуации будут способствовать расширению бизнеса и привлечению большего количества клиентов? Какой тип бизнеса (микро-, малый, средний, крупный), по вашему мнению, будет проявлять большую активность в лизинге в 2023 году и почему? Какие конкурентные преимущества играют наибольшую роль в расширении бизнеса лизингодателей?

- Наша статистика показывает, что все клиентские сегменты увеличили активность в лизинге в 1-м полугодии 2023 года. Лизинговые инструменты продолжают оставаться востребованными. При этом уровень конкуренции между участниками рынка сильно вырос. 

Лизинг сегодня очень распространен и стандартизирован. Поэтому важно учитывать все запросы клиента, понимать, что важно в той или иной сделке, понимать, какой продукт предложить. Например, для кого-то на первое место выходит сервис и объем сопутствующих услуг. В других сделках одну из важнейших ролей при выборе подрядчика лизинговых услуг играет ставка по лизингу. Умение лизинговой компании работать с различными источниками финансирования, чтобы дать лучшую цену – необходимый минимум, без которого на рынке удержаться очень сложно.

Могу без преувеличения сказать, что у нас много сложных крупных кейсов, где скорость реализации перевешивает все остальные факторы. Возможность структурировать сложную сделку и получить нужный объем оборудования по лизингу к определенной дате также является для многих предприятий определяющим моментом при выборе лизинговой компании. Чтобы успешно развиваться, надо постоянно искать наилучшую комбинацию цены, скорости и сервиса.

Эксперт РА