В1: «День. Главное» на РБК. Самое важное к этой минуте. В студии Андрей Левченко.
В2: Вероника Романова.
В1: Присоединяйтесь к нашей горячей дискуссии. У нас есть телеграм-бот. Отсканируйте QR-код, перейдите по ссылке, нажмите «Старт», чтобы начать общение, и задавайте ваши острые вопросы. Также сегодня с нами в нашей студии Валерий Вайсберг, директор аналитического департамента инвестиционной компании «Регион».
ВАЛЕРИЙ ВАЙСБЕРГ (ДИРЕКТОР АНАЛИТИЧЕСКОГО ДЕПАРТАМЕНТА ИК «РЕГИОН»): Ну, перехватывая ту тему, которую Алексей поднял, могу сказать, что мы в этой развилке находимся не 10, не 15 лет, а вообще лет 200. Когда была идея построить Транссиб... Как начала строиться Транстихоокеанская железная дорога в США? Сначала экспедиция Кларка прошла через все Соединенные Штаты, посмотрела, какой есть перечень ресурсов природных, ископаемых, не ископаемых. Когда к нашему уважаемому премьеру Витте пришли и сказали: «А давайте мы сделаем так же, а потом решим, какой будет маршрут Транссибирской магистрали?», - Витте сказал: «Маршрут будет такой, как я сказал, и не надо тратить деньги ни на какие исследования».
На самом деле, сейчас мы находимся немножко в более продвинутой позиции. Понятно, что стратегии крупнейших компаний - это и «Роснефть», и «Газпром», и других компаний, и угольных компаний, и перерабатывающих, таких как «Сибур», они все-таки связаны с Дальним Востоком. Основные новые месторождения полезных ископаемых, они находятся там. Там же развивается и производственная база. То есть нужны люди.
В1: Ну вот, Владимир Путин сказал: 35 процентов изученных недр на Дальнем Востоке, и есть потенциал для кратного роста соответствующих отраслей. Ну, то есть нужно развивать?
ВАЛЕРИЙ ВАЙСБЕРГ (ДИРЕКТОР АНАЛИТИЧЕСКОГО ДЕПАРТАМЕНТА ИК «РЕГИОН»): Ну что нужно сделать? Нужна комфортная среда. Комфортная среда начинается, на мой взгляд, все-таки она не с ипотеки, а с банальной газификации. Вот на этом форуме Восточном вот как-то вскользь прошла тема о том, что до сих пор не решены вопросы, связанные с сопряжением системы газопроводов Дальнего Востока, то есть это «Сила Сибири» и «Сахалин»...
В2: Да, и я процитирую, Валерий, просто в подтверждение: «Нужно связать газопроводы «Сила Сибири» и «Сахалин - Хабаровск - Владивосток», включить их в единую систему». То есть, в принципе, по сути дела, соединить восток с западом.
ВАЛЕРИЙ ВАЙСБЕРГ (ДИРЕКТОР АНАЛИТИЧЕСКОГО ДЕПАРТАМЕНТА ИК «РЕГИОН»): То есть то, что говорил Алексей, да? Если у вас нет инфраструктуры, если у вас нет доступа к тем же самым коммунальным ресурсам достаточного, то, конечно, ипотека поможет, конечно, ипотека позволит расселять сотрудников новых предприятий, например того же Амурского ГПЗ, в более комфортных условиях. Но опять же, все равно эта инфраструктура имеет свои пределы.
День/ РБК ТВ
В: С нами в студии также Валерий Вайсберг, директор аналитического департамента инвестиционной компании «Регион», а также Алексей Фирсов, генеральный директор центра социального проектирования «Платформа», еще раз приветствуем.
В: Валерий, мы на вас завершили первую часть программы.
ВАЛЕРИЙ ВАЙСБЕРГ, ДИРЕКТОР АНАЛИТИЧЕСКОГО ДЕПАРТАМЕНТА ИК «РЕГИОН»: Да, я хотел еще одно измерение показать, да то есть. Мы рассуждаем в рамках внутреннего спроса, да, то есть наличия спроса на рабочую силу, на развитие каких-то региональных проектов. Но на самом деле ведь на форуме, не очень громко, но на самом деле все-таки речь идет о том, чтобы действительно туристическую составляющую въездного туризма Дальнего Востока наращивать, да. И здесь, безусловно, и рабочие руки понадобятся, но и действительно требования к инфраструктуре, к наличию электричества, газа, опять же, комфортных дорог, сообщения авиационного, будут очень высокими, да. И вот у нас действительно есть такой флагманский проект - это развитие Благовещенска, «Благовещенск - Хэйхэ», вот. Мы видим, как там развиваются прибрежные территории Благовещенска, там колоссальный красивый проект, и канатная дорога строится, и мост, один, так сказать, и другая переправа есть. Вот в принципе на самом деле действительно, если получится, действительно территории, которые китайцам не чужды исторически, действительно сделать для них привлекательными, да, если...
В: То есть, с туристической точки зрения, да?
ВАЛЕРИЙ ВАЙСБЕРГ, ДИРЕКТОР АНАЛИТИЧЕСКОГО ДЕПАРТАМЕНТА ИК «РЕГИОН»: Да, с туристической точки зрения.
В: Приезжайте, а не в смысле.
ВАЛЕРИЙ ВАЙСБЕРГ, ДИРЕКТОР АНАЛИТИЧЕСКОГО ДЕПАРТАМЕНТА ИК «РЕГИОН»: Нет, конечно, только с туристической, да, конечно, только с туристической. И здесь, конечно, есть возможность опять же, да, для того чтобы создавать новые рабочие места, для того чтобы опять же, с появлением дополнительного спроса снижалась стоимость ресурсов - ну, понятно, то, о чем президент говорил, да то есть, по аналогии с Aurus, да, то есть, чем больше мы будем их продавать, тем, так сказать, дешевле будет их себестоимость, ну и, так сказать, их конечная цена. Поэтому на самом деле можно думать и об этом векторе, да. То есть, действительно если удастся создать дополнительный внешний спрос на услуги с территорий Дальнего Востока...
В: А там есть спрос. Опять же, в начале своего выступления президент ведь о чем говорил? О многополярности и о значимости Азиатско-Тихоокеанского региона. Ведь он сказал, что там темпы развития этого региона высочайшие, они превышают там все другие. Как мы сотрудничаем с Азиатско-Тихоокеанским регионом. Прошлый год торговый оборот плюс тринадцать процентов, первое полугодие текущего года - плюс восемнадцать процентов. Там огромный спрос.
ВАЛЕРИЙ ВАЙСБЕРГ, ДИРЕКТОР АНАЛИТИЧЕСКОГО ДЕПАРТАМЕНТА ИК «РЕГИОН»: Не, ну это экспорт-импорт. Я говорю именно про туристическую составляющую, да. Здесь на самом деле...
АЛЕКСЕЙ ФИРСОВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ «ПЛАТФОРМА»: Я бы не идеализировал просто китайский туризм. У него такая особенность: он вслед за своими потоками людей создает, сам же создает свою инфраструктуру.
В: Да.
АЛЕКСЕЙ ФИРСОВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ «ПЛАТФОРМА»: Поэтому...
В: И деньги остаются по сути.
АЛЕКСЕЙ ФИРСОВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ «ПЛАТФОРМА»: Да. И деньги по сути остаются в Китае, да. То есть, миллионные потоки китайских туристов очень редко приводят к реальному развитию локальной экономики. То есть они приводят к развитию тех же китайских компаний, которые там строят для себя же гостиницы, открывают общепит там, ну и так далее.
ВАЛЕРИЙ ВАЙСБЕРГ, ДИРЕКТОР АНАЛИТИЧЕСКОГО ДЕПАРТАМЕНТА ИК «РЕГИОН»: Нет, это возможно. Но опять же, если кто-то строит что-то на нашей территории, это тоже инвестиция, да, и это спрос все-таки на наши ресурсы.