В прошлом году под воздействием кризисных явлений в экономике число новых сделок по количеству предметов лизинга, в том числе в транспортной отрасли, существенно сократилось. Вопросы о том, какие факторы повлияют на динамику спроса в сегменте лизинга, «РЖД-Партнер» задал генеральному директору ГК «РЕГИОН Лизинг» Рустему Мухамедову.
- Рустем Клычевич, каков Ваш прогноз по динамике сделок по итогам 2023 года?
- Думаю, что вряд ли стоит ждать стремительного восстановления числа лизинговых сделок. Мы прогнозируем, что динамика в целом по рынку будет умеренно положительной. По прогнозу на I квартал результаты по количеству сделок будут на 10-15% лучше прошлогодних.
- Какие сегменты лизинга пользуются повышенным спросом сегодня, в 2023 году (автотранспорт, спецтехника, воздушные суда, речные и морские суда, железнодорожный подвижной состав)?
- Мы фиксируем высокий спрос на специализированные железнодорожные платформы. Очередь на их производство расписана до конца следующего года. Сохраняется хороший спрос на спецтехнику, особенно на дорожно-строительную, на мусоровозы. Традиционно стабильный спрос сохраняется на грузовую технику.
- Согласно обзору Национального рейтингового агентства, наиболее устойчивыми к кризису в 2022 году оказались сегменты спецтехники (падение составило около 8%). Какую динамику по лизингу спецтехники Вы ожидаете в 2023 году?
- Действительно, лизинг спецтехники - один из самых интересных сегментов в этом году. Проектная активность строительных компаний возобновилась, правительство РФ реализует ряд проектов с привлечением большого числа спецтехники.
В прошлом году Минтранс России оценивал потребность в дорожно-строительной технике на 2022-2024 годы в объеме около 30 тысяч единиц.
Такой существенный спрос в совокупности с господдержкой сегмента позволяет смотреть на его динамику с оптимизмом. Думаю, мы увидим хороший рост.
- ГК «РЕГИОН Лизинг» - лидер рынка лизинга в сегменте Медицинская техника и фармацевтическое оборудование. Какова динамика спроса на такое оборудование в настоящее время?
- Мы отмечаем высокий спрос в фарм-сегменте в части оборудования по производству вакцин. Остро стоит вопрос о замещении устаревшего оборудования новым. Потенциал для импортозамещения здесь большой, и мы видим колоссальные перспективы в данном направлении.
- Какие риски лизинговой отрасли остаются на сегодня на рынке? Какие пути решения Вы видите?
- Продолжается влияние геополитических и макроэкономических рисков, которые, в свою очередь, повышают для лизинговых компаний риски роста неплатежей. К счастью, пути решения уже отработаны лизинговой отраслью: особое внимание к своему риск-аппетиту, активная работа с должниками.
В фокусе внимания остается работа с поставщиками в части оперативных поставок импортного имущества.