Разрыв между доходами и расходами может достичь 4 трлн рублей вместо ожидаемых 2,9 трлн
Дефицит федеральной казны в 2023 г. может превысить запланированный Минфином показатель, считают опрошенные «Ведомостями» эксперты. 6 февраля ведомство опубликовало исполнение бюджета за январь - разрыв между доходами и расходами составил 1,76 трлн руб., или 60% от ожидаемого по итогам года уровня. При этом поступления упали на 35% по отношению к январю 2022 г., а расходы, напротив, резко увеличились - на 59% до 3,1 трлн.
Что ожидает бюджет
Очевидно, что бюджетные риски возрастают, при этом не только связанные с расходованием средств, но и с бюджетными поступлениями, считает главный экономист «БКС мир инвестиций» Наталья Лаврова. Доходы бюджета по итогам года могут оказаться на 1 трлн руб. меньше, чем в планах Минфина (ожидаются в размере 26,1 трлн руб., согласно закону о бюджете), прогнозирует эксперт.
Дефицит будет на уровне 3,9 трлн руб., предположила Лаврова. Но вполне возможно, что он уложится в текущие проектировки в случае повышения налоговой нагрузки по отдельным направлениям, допускает она. Даже в случае расширения дефицита бюджета власти вряд ли захотят полностью расходовать имеющиеся средства ФНБ, считает Лаврова.
По итогам года расходы федерального бюджета окажутся выше запланированных на 2-2,5 трлн, прогнозирует главный аналитик ПСБ Денис Попов. В середине 2023 г. начнется восстановительный рост экономики, который обеспечит наполнение бюджета ненефтегазовыми доходами в соответствии с планом или близко к нему, ожидает он. Главные риски недобора бюджетных средств по итогам года связаны с нефтегазовыми поступлениями, считает он.
Дефицит бюджета окажется на уровне 3,1% ВВП, полагает Попов. Его рост в основном произойдет за счет повышения объема расходов и отчасти из-за недобора нефтегазовых доходов, пояснил эксперт. Но оценки постоянно меняются и большое влияние на уровень дефицита окажет скорость восстановления экономики России, резюмировал он.
Нефтегазовые поступления в январе в годовом выражении сократились на 46% до 426 млрд руб., отчитался Минфин. В первую очередь это связано со снижением котировок цен на нефть марки Urals и сокращением объемов экспорта природного газа, пояснили в министерстве. Средняя цена Urals в январе 2023 г. в $49,5/барр. была ниже на 42%, чем в январе 2022 г.
В Минфине, впрочем, признали, что котировка Urals, которая используется для определения налоговых начислений, перестала быть репрезентативной. Сейчас ведомство продолжает ориентироваться на индикаторы, предоставляемые агентством Argus. Последнее ориентируется на поставки нефти в европейские порты. Как писали ранее «Ведомости», в правительстве обсуждают переход на другие индикаторы - в частности, рыночные котировки сортов Brent или Dubai Crude.
Ненефтегазовые доходы также оказались ниже, чем в январе 2022 г., - на 28%, составив 931 млрд руб., сообщил Минфин.
Объем расходов по итогам 2023 г. может составить около 30 трлн руб., а доходы - 25,6 трлн руб., полагает главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. Наибольшие риски недобора есть в нефтегазовых поступлениях, согласился он. Дефицит бюджета по итогам года достигнет 4,4 трлн руб., Минфин профинансирует его за счет займов и средств ФНБ примерно поровну, прогнозирует эксперт. Таким образом ликвидная часть фонда может сократиться в 2023 г. до 4 трлн руб., полагает Васильев.
По итогам текущего года расходы бюджета составят 29 трлн руб., а доходы - 23,6 трлн, ожидает директор аналитического департамента ИК «Регион» Валерий Вайсберг. В нефтегазовых поступлениях недобор может составить примерно 2 трлн, оценил эксперт, он будет покрыт за счет продажи валюты из ФНБ. Ненефтегазовые доходы могут оказаться ниже плана на 0,5 трлн руб., ожидает он.
Дефицит федерального бюджета по итогам 2023 г. может составить около 4 трлн руб. вместо запланированных 2,9 трлн, считают опрошенные «Ведомостями» эксперты.
Причина дефицита
В первый месяц 2023 г. властям удалось освоить почти 11% всех бюджетных трат. В январе прошлого года было исполнено почти 2 трлн руб. из 23,7 трлн, запланированных изначально, т. е. чуть более 8%. Такая динамика в начале 2023 г. главным образом связана с оперативным заключением контрактов и авансированием финансирования по отдельным контрактуемым расходам, указал Минфин, это в том числе позволит обеспечить более равномерное кассовое исполнение расходов бюджета в течение года.
Предварительные оценки исполнения федерального бюджета в январе соответствуют динамике, заложенной при формировании основных характеристик на 2023 г. в рамках закона о бюджете, отметил Минфин. В совокупности с использованием/формированием средств ФНБ в случае отклонения размера нефтегазовых доходов от их базового уровня это обеспечивает устойчивость бюджетной системы и укрепляет макроэкономическую и финансовую стабильность России, добавило министерство.
По исполнению расходов цифра, конечно, огромная, констатирует Лаврова. Похожее значение в 10% от годового плана наблюдалось только в январе 2015 г., когда резко возросли расходы, связанные с нацобороной. Но принципиальное отличие периода 2015 г. от текущей ситуации в том, что тогда по динамике доходов не было такого резкого снижения, как в январе текущего года, заметила она. За последние 10 лет похожий спад в доходах наблюдался только в 2020 г. - тогда в условиях локдауна они снижались почти на 30-40% г/г, сейчас аналогичное сокращение наблюдается при фактически работающих предприятиях, добавила эксперт.
Дефицит бюджета в январе - не очень привычное явление, отметил Попов. Значительная его часть, вероятно, связана с техническим фактором (введением единого налогового платежа) и в последующие месяцы будет сглажена, полагает он. В целом же формирование дефицита неудивительно с учетом сохраняющейся активности бюджетных трат, накопленного санкционного негатива и соответствующего снижения нефтегазовых доходов, добавил эксперт.
Средняя цена Urals в январе 2023 г. в $49,5/барр. была ниже на 42%, чем в январе 2022 г., напомнил Васильев, поэтому снижение доходов на 35%, в том числе нефтегазовых на 46%, достаточно логично. Кроме того, в прошлом году экспорт газа в Европу был высоким, а в этом январе значительно сократился из-за санкций, заметил он.
Оценка доходов в этом году была скорректирована, говорится в пресс-релизе Минфина. Поскольку из-за перехода на механизм единого налогового платежа (ЕНП) с 1 января изменились порядок и сроки уплаты налогов, зачисление и распределение средств по бюджетам происходило в том числе в первые дни февраля. Данные по кассовому исполнению налоговых доходов на 1 февраля 2023 г. включали не все налоговые платежи. В целях повышения репрезентативности и сопоставимости данных по исполнению доходов в январе 2023 г. Минфин решил учесть в доходах за январь нераспределенные средств ЕНП на 1 февраля, как если бы все налоговые платежи были зачислены и распределены по бюджетам в месяц их уплаты налогоплательщиками.